▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Другие языки
Никола поясной
Изображения с более высоким разрешением:

Никола поясной

Школа или худ. центр: Новгород

Первая половина XIV в.

Дерево (липа), ковчег; паволока, левкас, темпера.
105.5 × 60.4 × 3 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ГЭ ЭРИ 598

Происходит из церкви Рождества Богородицы в селе Передки, Боровичский район, Новогородская область. Поступила в ГЭ в 1960 году.

См. в «Галерее»:

 Смирнова 1976 

 
с. 198
¦
12. Никола
(илл. стр. 299)

Гос. Эрмитаж, инв. И-598.
Первая половина XIV в. (?)
Размер в настоящее время (с дополнениями) — 107 × 79.
Ширина древней части доски — 60.

Происхождение. Из Никольского придела деревянной церкви Рождества Богородицы в с. Перёдки, Боровичского района Новгородской области. Писцовая книга 1581–1583 гг. отмечает село как довольно значительный пункт, с монастырьком и «торговыми рядами» — двенадцатью лавками, куда по праздникам приезжали торговать новгородцы1. Ранее здесь сохранялись колокола 1539 и 1566 гг., с надписями, сообщающими об отливке их для монастыря Рождества Богородицы в Перёдках2. Вывезена экспедицией Гос. Эрмитажа в 1960 г.

1 К. А. Неволин. О пятинах и погостах новгородских в XVI веке. СПб., 1853, Приложение, стр. 298–300.

2 Л. Е. Красноречьев, Л. Я. Тынтарева. «Как мера и красота скажут». Памятники древнего деревянного зодчества Новгородской области. Л., 1971, стр. 36.

Раскрыта в Гос. Эрмитаже в 1961–1962 гг. А. М. Маловой. Тогда же осуществлены указанные ниже реставрационные доделки.

Доска липовая рубленая (сохранились три части), с торцовыми шпонками на деревянных штырях (нижняя не первоначальна) и двумя тыльными накладными шпонками (из которых нижняя является поздней, сделанной на месте древней). Ковчег, паволока.

Грунт столь тонкий, что просматривается переплетение нитей паволоки. Кракелюр в виде мелких правильных ячеек сходен с кракелюром в новгородских иконах второй половины XIII в. («Иоанн Лествичник, Георгий и Власий», «Спас на престоле, с избранными святыми на полях», кат. № 2, 3), и архаизирующих памятниках XIV в. («Никола, Козьма и Дамиан, с житием Николы», кат. № 13).

Сохранность. Левая часть иконы и нижняя шпонка утрачены. При реставрации иконы в Гос. Эрмитаже они были дополнены по ширине сохранившейся верхней шпонки. На дополненной доске живопись дописана (фон, плечо Николы). Многочисленные выпады красочного слоя и грунта, дополненные и тонированные (мелкие — по всей поверхности иконы, крупные же наиболее обширны в нижней части изображения и на нижнем поле).

Описание.

Фигура на киноварном фоне, по пояс, фронтальная. Правой рукой Никола благословляет, на левой держит закрытое Евангелие. Фелонь синевато-зеленая, омофор белый с оранжевыми контурами складок, кресты омофора черные. Пробела на драпировках белильные в два тона, их рисунок имитирует ассист. Ворот, поруч и Евангелие охряные, с геометрическим орнаментом, отдаленно напоминающим изображение камней и жемчугов. Обрез Евангелия киноварный.

Лик и руки написаны по основному тону, исполненному желтовато-оранжевой охрой: в тенях средней интенсивности этот тон оставлен открытым, а наиболее глубокие тени нанесены поверх этого тона коричневой краской. Рисунок лика и волос нанесен коричневыми контурами, а верхние веки переданы черными линиями. В освещенных местах положены интенсивные, крупные пятна белил, растушеванные по краям (например, на лбу, руке), или длинные белильные блики в виде параллельных линий (на щеках, на волосах, на пальцах).

Нимб ярко-желтый, с белой обводкой. Поля белые, лузга лилово-коричневая, внутренняя рамка по лузге — тоненькая белильная.

Сохранилась часть колончатой белильной надписи:

Иконография.

Поясное изображение благословляющего Николы с закрытым Евангелием традиционно. См. кат. № 1, 5, 9, 29, 30 , 34–36.

Датировка и атрибуция.

Мнения исследователей о времени создания иконы расходятся. Ее относят к XIII в. (А. С. Косцова [2, 3], Л. Д. Лихачева [9]), к началу XIV в. (каталог выставки «Живопись древнего Новгорода и его земель» [8]), к первой половине XIV в. (В. Н. Лазарев [4]), к XV в. (Г. И. Вздорнов [5]).

По сравнению с произведениями XIII в. рисунок иконы более плавен, формы уплощены и облегчены, образ смягчен, что несомненно говорит об исполнении иконы в более позднее время. Нужно исключить и создание иконы в эпоху раннего XIV в. По общему рисунку и многим деталям, в том числе и по орнаменту на крышке Евангелия, издаваемый памятник сходен с «Николой» XIV в. из г. Порхова (Псковский музей)3.

3 А. Овчинников, И. Кишилов. Живопись древнего Пскова, XIII–XVI века. М., 1971, табл. 12 (воспроизведение детали).

Следует подчеркнуть трудность определения. Некоторыми особенностями стиля икона близка новгородским с. 198
с. 199
¦
произведениям развитого XIV в. и XV в.: чуть сужающимся к плечам силуэтом, контуром благословляющей руки, пропорциями черт лица. Ср., например,

Косвенным аргументом в пользу отнесения иконы к XIV в. является отмечавшийся выше характер ее кракелюра — такой же, как в произведениях второй половины XIII в. Вероятно, в «Николе» использованы отдельные технологические приемы новгородской живописи прежней поры. В надписи также видна ориентация на ту традицию, которая сложилась в новгородской иконописи еще в XIII в. В слове «агиосъ» буква «А» помещена в круге (греческое ), слово завершается точками и значком, напоминающим греческую «сигму» — букву «С» (ср. надписи в кат. № 1–4). Нельзя, однако, отвергнуть возможность, что «Никола» Гос. Эрмитажа исполнен уже в XV в., однако сохраняет некоторые традиции раннего новгородского искусства: явление, вполне вероятное для живописи архаизирующего типа. О датировке см. также стр. 80–82.

Выставки.

Литература.

  1. П. Демянский. Краткие сведения о селе Перёдки Боровичского уезда Новгородской губернии и о находящихся в нем церквах. — «Новгородские епархиальные ведомости», 1899, стр. 257.
  2. А. Косцова. Новый памятник новгородской живописи XIII века. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», вып. XXIII. Л., 1962, стр. 18–21.
  3. А. С. Косцова. Культура древней Руси VI–XV веков. Л., 1968, стр. 92–93, илл. на стр. 94.
  4.  В. Н. Лазарев. Новгородская иконопись. М., 1969, стр. 17.
  5. Г. И. Вздорнов. О теоретических принципах реставрации древнерусской станковой живописи. — «Всесоюзная конференция «Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи». Доклады, сообщения, выступления участников конференции и принятые решения. Москва, 18–20 ноября 1968 г.». М., 1970, стр. 56.
  6. А. М. Малова. Принципы реконструкции произведений древнерусской станковой живописи в Государственном Эрмитаже. — Там же, стр. 209–210.
  7. «Иллюстрации к докладам и сообщениям, прочитанным на Всесоюзной конференции «Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи». М., 1970, илл. 72–74.
  8.  «Живопись древнего Новгорода и его земель XII–XVII столетий». Каталог выставки. Государственный Русский музей. Вступ. статья и ред. В. К. Лауриной. Авторы-составители В. К. Лаурина, Г. Д. Петрова, Э. С. Смирнова. Л., 1974, стр. 9, 12, № 13, илл. 7.
  9. Л. Д. Лихачева. Икона «Никола в житии» из погоста Озерево. — «Сообщения ГРМ», вып. X. М., 1974, стр. 96. с. 199
     
    ¦

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 1133