▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Другие языки
Чудо Георгия о змие
Изображения с более высоким разрешением:

Чудо Георгия о змие

Школа или худ. центр: Новгород

Середина XIV в.

55 × 37 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12868

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

  
 с. 88 
¦
18. Чудо Георгия о змие1.

1 В «Чуде Георгия о змие» иллюстрируется легенда, заимствованная из житийной литературы греческого Востока. Своими истоками эта легенда восходит к дохристианским культам (Н. Dеlеhауе, Les légendes grecques des saints militaires, Paris, 1909, стр. 45–76). В легенде рассказывается о воине Георгии, который победил страшного змия, требовавшего человеческих жертв. Георгий спас от смерти царевну и освободил от неумолимого врага всю страну Ливийскую. На Руси эта тема получает распространение еще в домонгольский период. Композиции Чуда бывают сокращенными и расширенными. В первом случае изображается конный воин, поражающий копьем змия, и благословляющий его с небес Христос или его рука. В других вариантах добавляется царевна, ведущая на своем поясе усмиренного змия в город. Город чаще всего бывает представлен башнеобразным зданием с царем, царицей, народом. Иногда около головы Георгия изображается венчающий его ангел.

Около середины XIV века. Новгородская школа (?).

Воин на вздыбившемся вороном коне поражает копьем крылатого змия. На втором плане — прозрачные красновато-лиловые горки в виде двух конусообразных холмов, без лещадок. У подножия левой горки черная бездна, из которой выполз змий. В верхнем правом углу, в сегменте неба — благословляющая рука Христа.

Вохрение с крупными мазками высветлений и подрумянкой выполнено по оливковому санкирю. Круглые завитки волос с красноватым приплеском напоминают венок. В красочной гамме сочетаются прозрачные блеклые оттенки серовато-голубого, оливково-желтого, коричневого, коричневато-красного с яркой плотной киноварью, черным и белым. Нимб Георгия желтый с коричневой описью. Фон и поля белые. Колончатая надпись: «Οαγιος Георгий» и буквы «IC ХС» (около сегмента неба), лузга и опушь полей киноварные.

Доска липовая, без шпонок. Левкас, яичная темпера. 55×37.

Собр. А. В. Морозова.

Поступила из ГИМ в 1930 году. [12868]  с. 88 
  
¦

 Смирнова 1976 

 
с. 238
¦
27. Чудо Георгия о змие
(илл. стр. 346)

ГТГ, инв. 12868.
Вторая половина XIV в.
55 × 37.

Происхождение. Из собрания А. В. Морозова. С 1918 г. находилась в устроенном на основе этого собрания Музее русской художественной старины; в 1926 г. вместе с этой коллекцией передана в ГИМ, в 1930 г. поступила в ГТГ1.

1 О собрании А. В. Морозова см.: В. И. Антонова. Древнерусская живопись в Государственной Третьяковской галерее. — В. И. Антонова, Н. Е. Мнева [9], стр. 23–24, 27.

Раскрыта до 1917 г. (в книге А. В. Грищенко [1] воспроизведена в нынешнем состоянии).

Доска липовая цельная, без шпонок. Ковчег. Паволока не видна. Слой грунта тонкий.

Сохранность. Не исключено, что первоначальная живопись сохранилась плохо и была сильно «правлена» реставратором при расчистке, в соответствии со вкусами дореволюционных иконников и коллекционеров. Прописан черный рисунок. Сомнения в подлинности внушают также крылья и голова дракона. Возможно оказались измененными очертания правой горки: на фоне видны следы лиловой краски, как бы оставшейся от счищенного участка.

Вероятно, фон и поля были светло-желтыми; местами видны следы оставшегося красителя2. На нимбе имеются тонировки.

2 Ср. сведения о вкусах коллекционера: «Морозов предпочитал освобожденный от золота или красок левкас фона, напоминающий своим цветом желтоватую слоновую кость...» (там же, стр. 24).

Можно предполагать, что надпись на фоне, как и голгофский крест с сопровождающей его надписью, «правлены» реставраторами.

Описание.

Георгий представлен на черном коне. Слева внизу — черная пещера, из которой выползает серо-голубой с. 238
с. 239
¦
дракон с красно-черно-желтыми крыльями. Длинным копьем Георгий пронзает дракону пасть. По сторонам — симметричные горки: слева светло-желтая, справа лиловато-коричневая. Справа вверху зеленый сегмент «неба» с благословляющей десницей.

Святой облачен в киноварный плащ, зеленую рубаху, желтые штаны и коричневые с желтой и зеленой разделкой пластинчатые доспехи. На голове белый венец-стемма с красными и зелеными «камнями». Нимб желтый. За плечом виден коричневый щит с желтыми каймой и лопастями. Сбруя коня в виде киноварных лент с белильными «жемчугами». Хвост подвязан белым шнуром. Лик Георгия написан выпукло, системой серо-санкирных (в основном в тенях) и светло-желтых охристых штрихов, с киноварной подрумянкой на щеках и в тенях и с легкими белильными бликами. Волосы изображены черными завитками по киноварной основе, с желтыми штрихами — «бликами».

Фон и поля в настоящее время белые. Рамка по лузге и опушь на верхнем поле киноварные.

По сторонам нимба колончатая киноварная надпись уставом:

Возле благословляющей десницы:

На верхнем поле оливково-санкирной краской начерчен голгофский крест с надписью:

Иконография.

О сюжете см. кат. № 10 («Чудо Георгия о змие, с житием Георгия»). В издаваемой иконе дан относительно простой иконографический вариант, без царевны и зрителей. Этот тип достаточно известен в пластике (ср. для Новгорода рельеф Людогощенского креста 1359 г.)3.

3 В. Н. Лазарев, Н. Е. Мнева. Памятник новгородской деревянной резьбы XIV века (Людогощенский крест). — «Сообщения Института истории искусств», вып. 4–5. М., 1954, илл. на стр. 156.

Новым для икон данного сюжета является наличие «благословляющей десницы». Этот краткий иконографический извод впоследствии широко распространяется в новгородских иконах, что связано с почитанием Георгия-змиеборца в народных слоях.

Датировка и атрибуция.

Датировка иконы колеблется от XIII в. (А. В. Грищенко, [1], Ю. А. Олсуфьев [2]) до XV в. (А. И. Некрасов [3], стр. 174, подпись под рис. 114]). Чаще всего ее относят к XIV в. (А. И. Некрасов [3], стр. 172), точнее — ко времени около середины столетия (В. Н. Лазарев [5, 10], Н. Е. Мнева [9]).

Вероятно, икона создана не ранее середины XIV в. Против более раннего времени свидетельствуют признаки знакомства с художественными приемами XIV в., которые в новгородской живописи «народного» направления первой половины столетия были еще мало известны: пространственность композиции, живописная моделировка чистыми или чуть подцвеченными белилами.

Лик Георгия характерен для второй половины столетия (для типа лика ср., например, фреску 1364 г. в параклисе св. Григория Богослова при церкви Перивлепты в Охриде)4.

4 П. Миљковић-Пепек. О сликарима митрополиту Joвану и jеромонаху Макариjу. — «Моравска школа и њено доба. Научни скуп у Ресави. 1968». Београд, 1972, стр. 241, сл. I.

В типе и живописи лика икона обнаруживает сходство с фигурами воинов в верхнем ярусе иконы «Рождество Богоматери, с избранными святыми», второй половины XIV — начала XV в. (кат. № 28). Совпадает и редкая деталь: изображение прядей волос в виде ярких цветных завитков.

Колончатое расположение букв надписи является относительно ранним признаком. Однако начертание букв А. С. Орлов [4] отнес к концу XIV в. По мнению О. А. Князевской, форма букв не соответствует обычным начертаниям XIV в. в рукописях.

М. В. Алпатов [7, 11] подчеркивает архаизм памятника: своей статичностью композиция напоминает центральное изображение в житийной иконе Георгия из собрания М. П. Погодина в ГРМ (кат. № 10).

Литература.

  1.  А. Грищенко. Вопросы живописи, вып. 3. Русская икона как искусство живописи. М., 1917, стр. 176–177, илл. на стр. 48.
  2. Y. Olsufiev. The Development of Russian Icon Painting from the Twelfth to the Nineteenth Century. — «Art Bulletin», XII, № 4, Chicago, 1930, p. 353.
  3. А. И. Некрасов. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937, стр. 172, илл. 114 на стр. 174.
  4.  А. С. Орлов. Библиография русских надписей XI–XV вв. М.–Л., 1952, стр. 115, № 173.
  5.  В. Н. Лазарев. Новый памятник станковой живописи XII в. и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве. — «Византийский временник», т. VI. М., 1953, стр. 217–218, прим. 4 на стр. 217, рис. 19. Переиздано: В. Н. Лазарев. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970, стр. 96, прим. 181, рис. на стр. 91.
  6. В. К. Лаурина. Станковая живопись Новгорода Великого конца XIII — 70-х годов XIV века (канд. дисс.), Л., 1954, стр. 133–135, прим. 65 на стр. 214, 230.
  7.  М. В. Алпатов. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси. — ТОДРЛ, т. XII. М.–Л., 1956, стр. 303, прим. 1. Переиздано: М. В. Алпатов. Этюды по истории русского искусства, I. М., 1967, стр. 163, прим. 46 на стр. 211.
  8. К. Onasch. Ikonen. Berlin, 1961, Taf. 25.
  9. В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи [ГТГ], I. М., 1963, № 18, табл. 43.
  10.  В. Н. Лазарев. Новгородская иконопись. М., 1969, стр. 18–19.
  11. М. В. Алпатов. Древнерусская иконопись. М., 1974, стр. 300 (аннотация к табл. 49). с. 239
     
    ¦

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 2552