▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Николай Чудотворец и семь спящих отроков Эфесских

Николай Чудотворец и семь спящих отроков Эфесских

Створка (лицевая) иконы-энколпия

XVII в. (по иконографии XIV в.)

Медный сплав, литье.
6.4 × 4.3 × 0.2 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 4896

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 МИАР 1995 

XIV в. Новгород.

Красная медь, литье.

Приобретение у частного лица.

Створка (оборотная) иконы прямоугольной формы, с пятилопастным завершением. В центре представлено поясное изображение святителя Николая Чудотворца, правой рукой он благословляет, в левой — держит Евангелие. Вокруг него фигуры семи полулежащих отроков. На рамке растительный орнамент в виде вьющегося побега.

Изображение «Семи спящих отроков Эфесских» получило широкое распространение в мелкой пластике: на иконах и змеевиках.

Семь спящих отроков почитались в народе как целители животворящим сном. На новгородских иконах-энколпиях с пятилопастным завершением на оборотной створке обычно изображалась композиция «Семь спящих отроков Эфесских», на лицевой — «Архангел Сихаил перед св. Сисинием» (Гнутова С. В. Становление местных типов форм в новгородской меднолитой пластике XIV века // Древнерусская скульптура / Под редакцией А. В. Рындиной. М., 1993. Вып. 2, ч. 1. С. 58–60).

 Гнутова, Зотова 2000 

В центре изображен святитель Никола Чудотворец с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой. Вокруг — фигуры семи полулежащих отроков [Из новых поступлений: Каталог выставки из фондов Музея им. Андрея Рублева 1988–1992. М., 1995. Кат. 113, рис. 113]. Изображение «Семь спящих отроков Эфесских» наиболее распространено в памятниках мелкой пластики (иконах и змеевиках). Спящие отроки почитались в народе как целители животворящим сном. Известно их раннее изображение на фасаде Георгиевского собора в городе Юрьев-Польском [Вагнер Г. К. Легенда о семи спящих отроках и ее отражение во владимиро-суздальском искусстве // Византийский временник. М., 1963 Т. XXIII. С. 85–104.; Гнутова С. В. Становление местных типов в новгородской металлопластике XIV века // Древнерусская скульптура: Проблемы и атрибуции / Редактор-составитель А. В. Рындина. М., 1993. Вып. 2, ч. 1. С. 58–59].

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 2929