▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Другие языки
Георгий
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Георгий

Школа или худ. центр: Новгород

30–40-е годы XII в.

230 × 142 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 28711

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

  
 с. 47 
¦
1. Георгий.

Около 1030 (?) года1. Новгород (?).

1 Юрьев монастырь, откуда вывезена икона, основан в 1030 г. князем Ярославом Владимировичем, носившим христианское имя Георгий. В его честь, возможно, и была написана эта икона, быть может, для деревянного еще монастырского собора.
Закладка каменного Георгиевского собора Юрьева монастыря новгородским князем Всеволодом-Гавриилом Мстиславичем и игуменом Кириаком указана в Новгородской первой летописи старшего и младшего изводов под 1119 г. (М.–Л., 1950, стр. 21); в Новгородской третьей летописи указана та же дата построения собора — 1119 г. и ошибочная дата освящения в 1149 г., при том же князе. Князь Всеволод-Гавриил Мстиславич умер в 1137 г. (ПСРЛ, т. 3, Спб., 1841, стр. 8). Существует мнение об ошибке летописца на 10 лет: вместо 1130 г. летописец написал 1140 (Макарий, архим., Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях, ч. I, M., 1860, стр. 405, 406). Вырезанная на обороте иконы надпись с датой: «1130 лето» (не древняя) — связана, по-видимому, с годом окончания украшения и освящения собора, предположенного историками XIX в. Князь Всеволод, построивший руками мастера Петра в конце второго десятилетия XII века каменный монастырский собор, имел христианское имя Гавриил, а властвовавший вместе с ним отец его, киевский князь Мстислав, был Федор (см. Н. Маркс. Две старейших русских грамоты из дошедших до нас в подлинниках. — «Древности. Труды Московского археологического общества», т. 24, М., 1914, стр. 1–11). Поэтому мало вероятно отнесение грандиозной храмовой иконы уже имевшего своего игумена Юрьева монастыря ко времени этих князей, т. е. к тридцатым годам XII века. Храмовая икона должна быть связана с первоначальным ктитором Юрьева монастыря, которым, по известию В. Н. Татищева («История Российская», кн. 2, М., 1773, стр. 223, примеч. 371), был в 1030 г. Ярослав-Георгий Владимирович. Рентгенография живописи этой иконы Георгия позволяет сблизить первоначальное, видимое на рентгеновском снимке его лицо с фреской первой половины XI в. в конхе Георгиевского придела Киевской Софии, а стиль всей живописи — позу и пропорции фигуры — с некоторыми другими фресковыми изображениями в той же Софии.
Анализируя эти сведения, можно предположить, что икона Георгия была написана в 1030 г., а Устюжское Благовещение, происходящее из этого же монастыря, с изображением соименного князю Всеволоду архангела Гавриила — между 1119–1130 гг. Различные художественные образы обеих икон, роднящие их с древнейшими памятниками фрески и миниатюры XI и XII веков, не противоречат предлагаемым ранним датам (см. В. И. Антонова, Древнейшие русские иконы. Рукопись).

Георгий с княжеским венцом на крутых кудрях представлен в рост, на золотом фоне, без позема. В правой руке, согнутой и прижатой к груди, он держит копье; в опущенной левой руке — меч в ножнах. За левым плечом Георгия виднеется круглый щит. К XI веку относятся: контур фигуры Георгия, его темно-коричневые в завитках волосы, фиолетовый нимб, охряной панцирь (верхние красочные слои не сохранились), синие — ворот, перевязь и щит, фрагменты киноварного плаща с более темными в тон описями складок, коричневое с золотом копье, кисти рук (белого вохрения). На местах утрат первоначального красочного слоя оставлены записи XIV, XVI, XVII, XIX веков. На живописи лица XI века оставлено вохрение XIV века с резкими крупными белыми движками, из-под которого видны первоначальные темные коричневато-оливковые краски2. К XIV веку также относятся: часть киноварного плаща с золотым орнаментом, зеленый тельник, украшенный золотыми плащами (изображением металлических нашивных пластинок) и жемчугом, золотые налокотники, выполненные техникой резьбы по левкасу, и меч; в XVI–XVII веках написаны коричневые штаны с орнаментом в виде розеток. Обувь частично сохранилась от XI века (на правой ноге), остальное — XVII и XIX веков. Древний фон золотой, обведенный широкой киноварной полосой вдоль лузги; на нем имеются более поздние вставки. Надпись — тридцатых годов XV века3 «Οαγ Георгиос».

2 Можно предположить, что фрагменты живописи XI в. использованы в XIV в. как санкирь.
3 Экспертиза Н. Каринского (ОР ГТГ, 67/204).

Доска липовая, шпонки врезные, встречные, более поздние. Сохранились следы от первоначальных набивных шпонок на деревянных гвоздях. Паволока не однородная, левкас, яичная темпера. 230 x 142. Вверху доска надставлена на 15 см. На обороте вырезана относящаяся к первой половине XIX века дата ¤АРЛ [1130] лето».  с. 47 
 с. 48 
¦

Происходит из каменного Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, построенного мастером Петром (воздвигнут в 1119 г., освящен в 1130 или 1140 г.).

Раскрыта в 1928–1933 годах в ЦГРМ В. О. Кириковым, И. И. Сусловым и И. В. Овчинниковым.

Поступила из ЦГРМ в 1933 году. [28711]  с. 48 
  
¦

 Лазарев 2000/1 

  
 с. 163 
¦
2. Георгий

30–40-е годы XII века. 230×142. Третьяковская галерея, Москва [28711].

Из княжеского Георгиевского собора Юрьева монастыря под Новгородом, заложенного в 1119 году и освященного, согласно не вполне достоверному свидетельству III Новгородской летописи, 29 июня 1140 года (Ю. Н. Дмитриев предлагает читать эту дату как 1130 год). Икона, помещавшаяся на столбе, была главным храмовым образом собора, посвященного св. Георгию (ширина лопатки крестообразного столба равна 150 см, ширина иконы на 8 см уже). На обороте иконы вырезана относящаяся к XIX веку мало достоверная дата — 1130 год. От XII века сохранились контур фигуры, волосы, нимб, панцирь, ворот, перевязь и щит, фрагменты плаща и обуви на правой ноге, копье и часть кисти левой руки. Все остальное (включая и лицо) дописано либо переписано в основном в XIV веке. На местах утрат первоначального красочного слоя оставлены  с. 163 
 с. 164 
¦
также записи XVI века (штаны с орнаментом), XVII и XIX веков (обувь). В иконографическом отношении изображение св. Георгия следует получившему распространение в X веке византийскому типу воина, а не мученика.  с. 164 
  
¦

Статья об иконе в Википедииru.wikipedia.orgДобавлено 09.03.2014


Детали Дополнительные изображения

[A] Лик Георгия

Надпись на обороте иконы

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 432