▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Богоматерь Боголюбская, с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Богоматерь Боголюбская, с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких

1545 г.

214 × 138 см

Успенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия
Инв. Ж-789

Из Соловецкого монастыря.

Икона находится в северном пристенном иконостасе Успенского собора Московского Кремля.

Информация о составе житийных клейм подготовлена на основе альбома Н. А. Маясовой (1970) и каталогов выставок «Сохраненные святыни Соловецкого монастыря» (2001) и «Святая Русь» (2011).

См. в «Галерее»:

 Царство и Царствие 2002 

 
с. 9
¦
8. БОГОМАТЕРЬ БОГОЛЮБСКАЯ С ЖИТИЕМ СВВ. ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ
1545 г.
Из Соловецкого монастыря
214 × 136,5
Государственный музей-заповедник «Московский Кремль»

В среднике иконы представлена Богоматерь в рост, возносящая заступническую молитву перед Христом. Подобные изображения известны в византийском искусстве с VII–IX веков. Обычно в руках у Богоматери находился свиток с текстом молитвы, а перед ней, в уменьшенном масштабе, располагалось изображение заказчика, за которого возносится молитва. На Руси этот иконографический тип получил название Богоматери Боголюбской — по названию древнейшей иконы 1158 г. Летописное свидетельство связывает ее создание с именем Андрея Боголюбского. По преданию, икона была исполнена в память о видении Богоматери князю Андрею, которое произошло во время путешествия князя с иконой «Богоматери Владимирской» из Киева в Ростово-Суздальскую землю. На месте видения была выстроена церковь Рождества Богородицы, куда поместили икону «Боголюбской». Там же была выстроена княжеская резиденция Андрея Боголюбского.

С начала XV века, в связи с возвышением Московского княжества, московские князья окружают особым почетом древние владимирские святыни, и среди них — икону «Богоматери Боголюбской». Так, древнейший московский список с иконы, находившийся в кремлевской церкви Сретения, а затем — в церкви Спаса на Бору, был, по-видимому, создан уже при князе Василии Темном (Василии II). Новым толчком к почитанию древнейшей владимирской святыни стал ее привоз в Москву в 1518 году для поновления (вместе с иконой «Спас» митрополита Киприана). Иконы XVI–ХVII веков отличают от древнего протографа изображения молящихся, припадающих к ногам Богоматери, а также присутствие различных святых — святителей, князей, небесных патронов заказчиков, которые, таким образом, как бы «присоединяются» к заступнической молитве (не случайно, в наиболее ранних дошедших до нас соборных описях подобные иконы фигурировали под названиями «Богоматерь Молебная» или «Моление», «Моление о народе» и др.). К их числу относится и икона из Соловецкого монастыря, где перед Богоматерью представлены коленопреклоненные иноки, а над ними, на фоне монастырского собора — основатели монастыря, преподобные Зосима и Савватий. Все фигуры располагаются на условном, окруженном полосой моря острове. с. 9
с. 10
¦

 

9. БОГОМАТЕРЬ БОГОЛЮБСКАЯ С ЖИТИЕМ СВВ. ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ
ДЕТАЛЬ: ПРИТЧА О СЛАДОСТИ МИРА СЕГО

Притча о сладости мира сего (Притча о единороге) входит в состав одного из самых известных произведений средневековой христианской литературы — «Повести о монахе Варлааме и индийском царевиче Иоасафе», переведенной с греческого на славянский язык не позднее первой половины XII века. Эта притча включалась также в состав Прологов — особых назидательных сборников, которые были чрезвычайно широко распространены в Древней Руси. Иллюстрации притчи, помимо лицевых рукописей «Повести о Варлааме и Иоасафе», могли использоваться в качестве самостоятельного назидательного сюжета в Псалтирях (начиная с греческой Псалтири 1066 года из монастыря Пантократора на Афоне). Древнейший пример композиции на этот сюжет в русском искусстве — клеймо на Васильевских вратах новгородского Софийского собора 1336 года, перенесенных Иваном Грозным в Троицкий собор Александровской слободы. Притча старца Варлаама повествует о человеке, бежавшем от беснующегося единорога и упавшем в пропасть, но уцепившемся за ветви растущего из пропасти дерева и удержавшемся на выступе скалы. Корни этого дерева непрестанно подгрызали две мыши — белая и черная, из стены высовывали головы четыре аспида, а на дне пропасти обитал страшный огнедышащий змий, готовый пожрать несчастного, Однако с ветвей дерева капало немного меду, и, забыв об угрожавших ему опасностях, человек устремился к сладости этого меда. По толкованию Варлаама, единорог — смерть, преследующая человека; пропасть — мир сей, исполненный всяческих бед и опасностей, дерево — временная человеческая жизнь, срок которой отмеряют дни и ночи — белая и черная мыши; четыре аспида — четыре стихии, из которых составлен человек. Наконец, огнедышащий змий — это адская пасть, ожидающая грешников, а капли меда — сладость мира сего, ради которой человек оставляет заботу о спасении. с. 10
 
¦



Детали

[A] Притча о сладости мира сего

[B] Искушение отшельников дьяволом

[C] Притча о праведно и неправедно живущих иноках

[D] Богоматерь

[E] Зосима и Савватий, предстоящие Богоматери

[F] Иноки Соловецкого монастыря перед Богоматерью

[G] Богоматерь Боголюбская. Средник иконы

Клейма:

  1. Встреча Савватия со старцем Германом у часовни на берегу реки Выг
  2. Савватий и Герман плывут на Соловецкий остров
  3. Савватий и Герман построили первую келью на острове
  4. Ангелы наказывают жену рыбака, приехавшего на Соловецкий остров ловить рыбу
  5. Старец Герман расспрашивает жену рыбака о случившемся с ней
  6. Герман рассказывает Савватию о наказании жены рыбака ангелами
  7. Савватий создает хвалу Господу после изгнания с острова рыбаков
  8. Савватий возвращается на материк, желая причаститься перед смертью
  9. Савватий просит игумена Нафанаила исповедовать его и причастить. Игумен Нафанаил причащает прп. Савватия
  10. Савватий благословляет новгородского купца Иоанна
  11. Успение и погребение прп. Савватия
  12. Встреча Зосимы со старцем Германом
  13. Зосима и Герман плывут на карбасе на Соловецкий остров
  14. Видение Зосиме церкви «на воздусе»
  15. Зосима и Герман построили церковь и кельи
  16. Искушение Зосимы бесами
  17. Ангелы привозят Зосиме хлеб, муку и масло в кереже
  18. Возвращение Зосимы в монастырь после поставления в игумены
  19. Чудо о просфоре
  20. Зосима и соловецкие иноки привозят в монастырь мощи прп. Савватия
  21. Преставление и погребение прп. Зосимы
  22. Явление прп. Зосимы старцу Даниилу в девятый день после погребения
  23. Явление прп. Зосимы в гробнице старцу Тарасию
  24. «Чудо свв. Зосимы и Савватия об Анисимовой жене»
  25. Чудо о спасении от потопления на море Феодора Парфеньева [Парфеева]
  26. «Чудо св. Зосимы о Никоне»
  27. Чудо о спасении двух человек, потерпевших кораблекрушение
  28. Чудо об исцелении отрока
  29. Чудо о спасении работника Андрея

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 5530