▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Святые Владимир, Борис и Глеб, с житием Бориса и Глеба
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Святые Владимир, Борис и Глеб, с житием Бориса и Глеба

Первая треть XVI в.

135 × 120 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14247

По неподтвержденным сведениям, была обнаружена в церкви Иоанна Лествичника Московского Кремля. Находилась в собрании Г. Д. Филимонова, затем — Е. Е. Егорова.

См. в «Галерее»:

 Царство и Царствие 2002 

14. СВВ. ВЛАДИМИР, БОРИС И ГЛЕБ, С ЖИТИЕМ СВВ. БОРИСА И ГЛЕБА
Первая треть XVI века
По неподтвержденным сведениям, была обнаружена в церкви Иоанна Лествичника Московского Кремля. Находилась в собрании Г. Д. Филимонова, затем — Е. Е. Егорова
135 × 120
Государственная Третьяковская галерея

Свв. князья-страстотерпцы Борис и Глеб были убиты в 1015 году своим братом Святополком и канонизированы вскоре после своей смерти, став первыми святыми русского происхождения. Общерусское почитание они получили со второй половины XI века; к этому же времени относится составление древнейших редакций их жития. Свв. Борис и Глеб почитались на Руси повсеместно как святые князья-воины, заступники за русскую землю, и вместе с тем — как мученики-страстотерпцы, являвшие пример совершенных христианских добродетелей. Что касается их отца, святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси, то он был причислен к лику святых в более позднее время — после 1240 года.

В русском искусстве XIV–ХV вв. получают широкое распространение парные полнофигурные изображения святых князей Бориса и Глеба, прототипом которых была, по-видимому, икона в храме-усыпальнице в Вышгороде (около 1072 г.?). При этом их иконография совмещала черты мученика, воина и князя. Древнейшая композиция с совместным изображением святых Владимира, Бориса и Глеба также относится к XIV веку — это фрагментарно сохранившаяся фреска новгородской церкви св. Федора Стратилата. В среднике иконы из ГТГ трое святых изображены в богато украшенных княжеских одеждах. В правой руке они держат крест, а в левой — меч (кресты у святых Бориса и Глеба — символы мученичества, в то время как крест князя Владимира указывает на его равноапостольное служение — крещение Руси). На полях, в клеймах, представлено житие Бориса и Глеба, в основе которого — древние тексты «Чтения о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Сказания о Борисе и Глебе».

Состав клейм: 1) Владимир посылает Бориса воевать с печенегами; 2) Погребение князя Владимира; 3) Святополк Окаянный (брат Бориса и Глеба) созывает киевлян после кончины отца, дарует им множество золота и посылает убить Бориса; 4) Борис, вместе со своим слугой Георгием Угрином, молится в шатре, предчувствуя свою смерть; 5) Убиение Бориса и Георгия Угрина; 6) Посланцы Святополка добивают Бориса; 7) Святополк призывает к себе князя Глеба, отправив ему послание о болезни отца; 8) Споткнувшийся конь предвещает близкую гибель Глеба; 9) Убиение Глеба в лодке, во время переправы через реку Смядынь; 10) Убийцы кладут тело Глеба в пустыне «между двумя колодами»; 11) Явление Бориса и Глеба монаху Мартину в монастыре Бориса и Глеба на Оболони?; 12) Перенесение мощей Бориса и Глеба; 13) Битва Ярослава Мудрого со Святополком; 14) Исцеление Мстислава Черниговского от мощей Бориса и Глеба (так князь назван в надписи; возможно, здесь имеется в виду князь Мстислав Безокий, внук Юрия Долгорукого, об исцелении которого от мощей Бориса и Глеба сообщает I Новгородская летопись под 1177 годом); 15) Чудеса от мощей Бориса и Глеба в Вышгороде; 16) Гибель Святополка Окаянного.

Широкое распространение житийных икон русских святых на рубеже XV–XVI веков принято связывать, прежде всего, с деятельностью Дионисия и его мастерской. К ее традициям восходит и данная икона. Вместе с тем, от живописи раннего XVI века ее отличает плотное и несколько упрощенное письмо ликов, более детализированный и хрупкий рисунок, а также подчеркнутая декоративность и некоторая пестрота колорита.



Клейма:

  1. Владимир посылает Бориса воевать с печенегами
  2. Погребение князя Владимира
  3. Святополк посылает киевлян убить Бориса
  4. Борис, вместе со своим слугом Георгием Угрином, молится в шатре, предчувствуя свою смерть
  5. Убиение Бориса и Георгия Угрина
  6. Посланцы Святополка добивают Бориса
  7. Святополк посылает Глебу известие о болезни отца, призывая его к себе
  8. Споткнувшийся конь предвещает близкую гибель Глеба
  9. Убиение Глеба
  10. Убийцы прячут тело Глеба «между колодами»
  11. Явление Бориса и Глеба монаху Мартину в монастыре Бориса и Глеба на Оболони (?)
  12. Перенесение мощей Бориса и Глеба
  13. Битва Ярослава Мудрого со Святополком
  14. Исцеление Мстислава Черниговского от мощей Бориса и Глеба
  15. Чудеса от мощей Бориса и Глеба в Вышгороде
  16. Гибель Святополка Окаянного

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 5533