▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Икона Богоматери «Неопалимая купина»
Изображения с более высоким разрешением:

Икона Богоматери «Неопалимая купина»

Школа или худ. центр: Средняя Русь

Конец XVI в.

164 × 135 см

Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва, Россия
Инв. ж 714

Из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 146
¦
43. Богоматерь Неопалимая Купина

Конец XVI века. Средняя Русь
Дерево, темпера. 164 × 135
Происходит из Соловецкого монастыря. Находилась в иконостасе Спасо-Преображенского собора1
Музей-заповедник «Коломенское», инв. ж 714

1 О Соловецком монастыре см. примеч. кат. № 12.

Основу данного иконографического извода составляют образы христианской гимнографии, в которых Богоматерь воспевается как «гора нерукосечная», «вертоград заключенный», «лествица небесная», «гора Божия», «врата, рождавшие всех человеков».

В центре композиции — поясное изображение Богоматери с Младенцем на левой руке. Христос правой рукой благословляет, левой держит свернутый свиток. Его желтого цвета одежды украшены золотым оплечьем и золотым ассистом. Поверх светло-зеленого мафория Богоматери написаны легкие белильные облака и четыре красных круга с изображением в них огнеликих ангелов — аллегорий ветров, и юноши в царских одеждах (пророк Соломон?). Левой рукой Богоматерь держит у своей груди предметы, связанные с олицетворяющими ее эпитетами пророчеств: неопалимый куст, гору, лестницу и Горний Иерусалим, внутри стен которого изображен Христос в царской короне.

Фигуры Богоматери и Младенца написаны на фоне двух перекрещивающихся ромбов, зеленого и красного, которые наложены на красный круг с изображением херувимов; оставшееся пространство имеет форму восьмилепестковой розетки. В углах красного ромба, символизирующего собой вселенную, написаны символы евангелистов: ангел, орел, крылатый бык и крылатый лев, несущих в мир учение Христа, «слово Божие». На фоне зеленого ромба и желто-зеленой розетки помещены изображения «бесплотных сил» — ангелов, серафимов и херувимов, постоянных исполнителей воли Богородицы и Господа, который «творит ангелов своих, как ветры, служителей своих, как пылающий огонь» (Пс. 103 : 4). В соответствии с различными видами своего служения ангелы на иконе имеют множество атрибутов. Ангелы — «властители стихий» (ветра, бури, дождя, снега, молнии, тепла, града, тьмы) — держат в руках чаши с огнем и снегом, сосуд с пеплом, пучки молний, трубу и другие символические знаки. Помимо ангелов стихий, Богородицу окружают и ангелы высших видов служения — олицетворения даров Святого Духа, помещенные на фоне светло-зеленых лопастей розетки: «дух Премудрости» (с вратами в руках, над головой его диск с ликом ангела); ангел, предвещающий Иисусово рождение (стоит на коленях, над головой его — диск с оплечным изображением Христа в короне); «дух Разума» (стоит на коленях, рукой указывает на венчающую его корону); «дух Благочестия» (в доспехах и с мечом в руке)2.

2 Виноградов А. Н. Сравнительное описание и краткое объяснение иконы Приснодевы Богородицы «Неопалимыя купины» // Известия Императорского Археологического общества. СПб., 1880. Т. IX. Вып. I. С. 6.

В углах иконы показаны сцены видения четырех пророков. Вверху слева — неопалимая купина, явившаяся пророку Моисею, вверху справа — спящий пророк Иессей, внизу справа — лестница, представшая во сне пророку Иакову, внизу слева — пророк Иезекииль перед затворенными вратами храма, с которого его благословляет Христос. На верхнем поле — Распятие в обрамлении концентрической сферы с ангелами. На боковых полях в кругах — поясные фигуры пророков Давида и Соломона, на нижнем поле — погребение пророка Моисея.

Фон и поля иконы золотые. Нимбы Богоматери и Младенца выполнены в виде растительного узора из тисненных по золоченому левкасу восьмилепестковых розеток.

Иконография сложной символической композиции восходит к текстам Ветхого Завета о явлении пророку Моисею Бога в горящей купине (кусте). Неопалимая купина — один из символов Богоматери, прообраз воплощения Сына Божия из недр Пресвятой Девы. Изображение двух перекрещивающихся ромбов, зеленого и красного, знаменует собой славу Богоматери-Девы, родившей Бога Слова подобно горевшей, но несгораемой купине. На иконе изображены те из ветхозаветных персонажей, которые своими видениями пророчествовали о пришествии на землю Сына Божия, рождающегося от Пресвятой Девы: пророки Моисей, Иессей, Иаков, Иезекииль, Даниил и Соломон.

Икона экспонируется впервые.

О. Полякова с. 146
 
¦


 Царство и Царствие 2002 

18. БОГОМАТЕРЬ НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА
Конец XVI века
Из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря
164 × 135
Государственный музей-заповедник «Коломенское»

Иконография «Богоматери Неопалимой купины» восходит к ветхозаветному рассказу о явлении пророку Моисею Бога в горящем кусте (Исх III, 1–5). В соответствии со святоотеческими толкованиями и богослужебными текстами, этот сюжет воспринимался как прообраз воплощения Сына Божия, а сама Неопалимая купина — как один из важнейших ветхозаветных символов Богоматери.

В центре композиции располагается поясное изображение Богоматери с Младенцем на левой руке. Правой рукой Богоматерь держит у своей груди неопалимый куст, лествицу, камень и гору с Небесным Иерусалимом, за стенами которого изображен Христос в царской короне. Поверх светло-зеленого мафория Богоматери написаны легкие белильные облака и четыре красных круга с аллегорическими изображениями трех ветров и солнца.

Фигуры Богоматери и Младенца помещены на фоне двух перекрещивающихся ромбов, зеленого и красного, красного круга с херувимами и восьмилепестковой розетки. Зеленый и красный ромбы образуют «славу» Богоматери — Девы, родившей Бога Слово, подобно горевшей, но не сгоравшей купине. В углах красного ромба, представлены четыре апокалиптических существа — ангел, орел, телец и лев — символы евангелистов, несущих в мир учение Христа. На фоне зеленого ромба и желто-зеленой розетки изображены «бесплотные силы» — ангелы, серафимы и херувимы. Ангелы — «властители стихий» (ветра, бури, дождя, снега, молнии, тепла, града, тьмы) держат в руках чаши с огнем и снегом, различные сосуды и аллегорические фигурки. Ангелы, помещенные на фоне светло-зеленых лопастей розетки, вероятно, символизируют собой дары Св. Духа (Ис XI, 2–3): «дух Господень» (?) — стоит на коленях, над головой его — диск с оплечным изображением Христа в короне; «дух Премудрости» (?) — с вратами в руках, над головой его диск с ликом ангела; «дух Разума» (?) — стоит на коленях, рукой указывает на венчающую его корону; «дух Крепости» (?) — в доспехах и с мечом в руке. Тема поклонения ангельских сил Воплощению Сына Божьего в иконе «Неопалимой купины» восходит, вероятно, к богородичной гимнографии. Она раскрывается, в частности, в песнопении «Достойно есть» и в Акафисте Пресвятой Богородице (кондак IX). Поклонение искупительной жертве Спасителя иллюстрирует изображение «Распятия» на верхнем поле иконы. Что касается представления об ангелах, как о «служебных» духах, управляющих различными стихиями, то оно прослеживается уже в библейских текстах («творит ангелов своих как ветры, служителей своих, как пылающий огонь» — Пс 103, 4) и получает дальнейшее развитие в Толковой Палее и различных апокрифах — например, в апокрифической книге Еноха.

Подобно «Богоматери Горе Нерукосечной», икона «Неопалимой купины» использует сразу несколько ветхозаветных прообразов Боговоплощения. На это указывают не только атрибуты в руках у Богоматери, но и сюжеты, представленные вокруг центрального образа: явление неопалимой купины пророку Моисею, спящий пророк Иессей (Ис XI, 2–3), видение лествицы праотцу Иакову (Быт XXVIII, 10–19) и пророк Иезекииль перед затворенными вратами храма (Иез XLIV, 2). На боковых полях в кругах представлены поясные фигуры пророков Давида и Соломона, на нижнем поле — погребение пророка Моисея.

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 5535