▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Видение преподобного Евлогия
Изображения с более высоким разрешением:

Видение преподобного Евлогия

1565–1596 гг.

142 × 107 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 21494

Происходит из Введенского монастыря в Сольвычегодске.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 242
¦
85. Видение преподобного Евлогия

Между 1565–1596 годами. Сольвычегодск
Дерево, темпера. 142 × 107
Оклад. XVI век
Металл; тиснение, серебрение
Происходит из Введенского монастыря в городе Сольвычегодске1
ГТГ, инв. 21494

1 Сольвычегодский Введенский монастырь основан в 1565 г. сыновьями «именитого» человека Иоанникия Строганова — Иаковом, Григорием и Симеоном. Главный храм освящен в 1596 г.

При реставрации 1959 года на поля иконы поставлен басменный оклад, исторически с ней не связанный.

Сюжет иконы взят из назидательной повести о «Видении блаженного Евлогия», входящей в состав рукописных сборников первой половины XVI века, известных под названием «Патерик Скитский»2. «Патерик Скитский» возник в VI веке как собрание избранных изречений отцов-подвижников. В последующем он включал в себя, помимо древних патериков «Лавсаик» Палладия Еленопольского (368–430) и «Луг духовный» Иоанна Масха (VI–VII вв.), слова и поучения отцов Церкви. В IX в. «Патерик Скитский» был переведен с греческого языка на старославянский преподобным Мефодием (ок. 815–885). Он относился к разряду монашеского душеполезного чтения и находился преимущественно в монастырских книгохранилищах.

2 См., например, рукописи ГИМ (Епарх. 384, 385).

Повесть в «Лавсаике» о пресвитере Евлогии, обладавшем даром узнавания мыслей и намерений, с какими монахи подходили к жертвеннику и святым дарам, и призывавшем их к покаянию и очищению мыслей прежде, чем приступать к Таинствам, в монастырской жизни никогда не утрачивала своей актуальности. Существует редакция «Патерика Скитского» второй четверти XVI века, в которой рассказывается не о «прозорливом даре» Евлогия, а о видении им ангелов, соприсутствующих на всенощной службе и раздающих различные дары инокам по степени их подвижничества. Смысл назидания выражен в заглавии этой версии повести: «Иже на всенощных бдениях полезно души и благоугодию пред Богом не расслаблятися ленностию».

Не позже начала XVI века повесть «Видение Евлогия» становится сюжетом икон и фресок, включенных в систему росписей монастырских храмов. Самое раннее изображение «Видения Евлогия» — фреска на северной стене у входа в жертвенник собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, написанная Дионисием в 1502–1503 годах. Во фреске Дионисия акцент сделан на таинстве раздаяния даров ангелами на богослужении.

На иконе «видение» преподобного Евлогия соединено с изображением чина «Благословение хлебов», совершаемого по окончании всенощного бдения после пения тропаря воскресной вечерни «Богородице Дево». В композиции на фоне величественного белокаменного храма с тремя куполами (символом Святой Троицы) и образом Богоматери Знамение (Воплощение) — сцена поклонения чаше с хлебами (просфорами) двух святых преподобных старцев, по-видимому, преподобных Сергия Радонежского (ок. 1321–1391) и Кирилла Белозерского (1337–1427). Слева внизу изображен преподобный Евлогий, стоящий на кафедре с развернутым свитком с текстом, обращенным к монахам, призывающим их к избавлению от гордого многословия. Тема наставления развивается на свитках трех ангелов в центре композиции. На одном — «друг друга тяготы носите и так исполните заповедь Христову», на другом — «слово Христово да вселится в вас благодатно...». Текст на свитке в руках третьего ангела не читается.

Изображение на иконе полностью соответствует тексту повести «Патерика Скитского». Ангелы, поющие псалмы с монахами на всенощной, по окончании службы раздают из прозрачной корзины каждому иноку, выходящему из храма и идущему в свою келью, или «золотник» (золотая монета) с образом Христа, или «цату сребрену» с крестом, или «медницу» (медную монету) с образом, или просфору, помазывают миром, кадят ладаном либо оставляют без даров нерадивых монахов. В икону внесены реалистические подробности, связанные с монастырской жизнью (монах, звонящий в два колокола, — слева от храма и фигура на деревянной башне-колокольне — справа).

Назидательное содержание иконы соединено с символикой чина «Благословение хлебов», в котором вспоминается о благословении Христом пяти хлебов и насыщении ими пяти тысяч. По уставу восточноправославной Церкви он совершается по окончании Великой вечерни, после чтения «Отче наш» и пения «Богородице Дево». Чином этим прообразуется таинство Евхаристии и подготавливается агапа — трапеза любви. Образ Богоматери в медальоне на фоне храма — символ хлеба духовного, подаваемого на Евхаристии, и Христа, воплотившегося втайне в лоне Матери Девы. Он органично соотносится с содержанием молитвословий всенощной и литургии, с текстом воскресного тропаря, напоминает о Благовещении, Рождестве и Воскресении Христовом. Его отражением является чаша с хлебами (просфорами) на престоле, которая напоминает не только о таинстве Евхаристии, но и о словах молитвы «Отче наш»: «хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Литература

А. Лукашов с. 242
 
¦


 Царство и Царствие 2002 

20. ВИДЕНИЕ ЕВЛОГИЯ
1565–1596 гг.
Происходит из Введенского монастыря в Сольвычегодске
142 × 107
ГТГ

Сюжет иконы восходит к повести о «Видении блаженного Евлогия», которая входила в состав одной из редакций «Патерика Скитского», известной по русским рукописным сборникам первой половины XVI века. Это назидательное монашеское сочинение было составлено в VI веке и первоначально представляло собой собрание изречений знаменитых отцов-подвижников. В более позднее время в «Патерик Скитский» могли входить извлечения из «Лавсаика» Палладия Еленопольского (368–430) и «Луга духовного» Иоанна Мосха (VI–VII век), а также — слова и поучения отцов Церкви. В IX веке Патерик был переведен с греческого на славянский язык преподобным Мефодием (ок. 815–885), и сохранился в наиболее полном составе именно в древнерусской письменности. В середине XVI века его текст был внесен в Великие Минеи-Четии митрополита Макария (1482–1563).

Прототипом для сюжета из Патерика послужила входившая в состав «Лавсаика» «Повесть об авве Евлогии пресвитере», обладавшем даром узнавания мыслей и намерений, с какими монахи подходили к жертвеннику и святым Дарам. В более поздней версии прозорливый дар пустынника был изменен на видение блаженным Евлогием ангелов, присутствующих на всенощной службе и раздающих различные дары инокам по степени их подвижничества.

Самое раннее из дошедших до нас изображений «Видения Евлогия» — фреска Дионисия 1502–1503 годов из церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Она располагается на северной стене у входа в жертвенник, что должно было подчеркивать литургическое значение этого сюжета.

На иконе из Сольвычегодска композиция разворачивается на фоне величественного белокаменного храма с тремя куполами и образом Богоматери Знамение. Ангелы, поющие псалмы с монахами на всенощной, по окончании службы помазывают их миром, кадят ладаном и раздают различные дары инокам, выходящим из храма и идущим в свои кельи. В соответствии с текстом повести, они вручают каждому иноку или золотую монету с образом Христа, или «цату серебряную» с крестом, или медную монету с образом, или просфору. Нерадивых монахов ангелы оставляют без даров. Преподобный Евлогий изображен слева, внизу, стоящим на кафедре. В руках его — развернутый свиток с текстом поучения: «не хвалитеся и не глаголите высокая в гордыни своеи ниже да изыдет велиречие из уст ваших». Другие поучения начертаны на свитках ангелов, представленных в центре композиции: «друг друга тяготы носите и так исполните заповедь Христову», «слово Христово да вселится в вас благодатно во всяко премудрость сердцах ваших».

Видение преподобного Евлогия соединено в иконе с изображением чина «благословения хлебов», совершаемого по окончании всенощного бдения — после чтения «Отче наш» и пения тропаря воскресной вечерни «Богородице Дево». Ему соответствует сцена поклонения сосуду с хлебами (просфорами) двух преподобных старцев. Благословение хлебов при завершении всенощной совершается в воспоминание о благословении Христом пяти хлебов и насыщении ими пяти тысяч человек. Предшествуя литургии, оно подготавливает агапу — трапезу любви и прообразует таинство Евхаристии. Прообразовательное значение сосуда с хлебами подчеркивается, благодаря его сопоставлению с образом Богоматери Знамение. Изображение младенца Христа воспринимается здесь как символ хлеба духовного, пребывающего в лоне Матери Церкви.

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 5536