▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
«О Тебе радуется...», с праздниками
Изображения с более высоким разрешением:

«О Тебе радуется...», с праздниками

Конец XVI — начало XVII вв.

178 × 148 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Из собрания И. С. Остроухова.

См. в «Галерее»:

 Царство и Царствие 2002 

24. «О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ», С ПРАЗДНИКАМИ
Годуновская школа
Конец XVI — начало XVII века
178 × 148
Происходит из собрания И. С. Остроухова
Государственная Третьяковская галерея

В основу иконографии «О Тебе радуется» положен текст богородичной молитвы, входящей в состав богослужебной книги «Октоих» (воскресный 8 глас): «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш; ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе». Автором «похвального» гимна считается Иоанн Дамаскин (около 675–753 гг.), византийский богослов и гимнограф. В русской богослужебной практике полный текст «О Тебе радуется» поется на литургии Василия Великого — после пресуществления Святых Даров, когда священник совершает тайные ходатайственные молитвы в алтаре, последовательно поминая все чины святости.

Иконография «О Тебе радуется» получает распространение на Руси с конца XV века, причем самое раннее из дошедших до нас изображений — это, по-видимому, икона из местного ряда Успенского собора Московского Кремля, исполненная около 1480 года. Именно она могла послужить прототипом для всех более поздних изображений. При этом в русской иконографической традиции композиция «О Тебе радуется» воспринималась, по-видимому, не только как иллюстрация богородичного гимна, но, прежде всего, — как изобразительная метафора Небесного Иерусалима. На это указывали изображения праведников, распределенных по чинам и как бы участвующих в едином богослужебном действе — вечной литургии праведных в Царствии Небесном, а также сам образ храма-града, вознесенного на высокую гору и окруженного райской растительностью. Эти мотивы соответствовали описаниям Небесного Иерусалима в Апокалипсисе (Откр XXI–ХХII) и в некоторых других источниках (главным образом, монашеских видениях).

Публикуемая икона представляет собой пример сложной иконографической программы, в которой соединяются иконографические схемы «О Тебе радуется» и «Шестоднева» («Седмицы») — композиции, включающей в себя семь праздничных сюжетов, в соответствии с традиционным литургическим посвящением семи дней недели. Наиболее полное отражение эта традиция получила в канонах, входивших в состав Октоиха: так, основной канон воскресения был посвящен Воскресению Господню, понедельника — ангельским силам, вторника — Иоанну Крестителю, среды и пятницы — Распятию и Богоматери, четверга — свв. Апостолам и св. Николаю, субботы — всем святым и усопшим.

Семидневная структура христианского богослужения была символически связана с семью днями творения (Быт I, 1–31). В свою очередь, в соответствии еще с ветхозаветной, дохристианской традицией, первые шесть дней творения и соответствующие им шесть дней недели считались прообразом шеститысячелетней мировой истории. Последний же, седьмой день был днем отдыха, днем, когда Бог «почил... от всех дел своих» (Быт II, 2). Он понимался как прообраз покоя, блаженного отдохновения, воссоединения праведных с Богом, которое должно было наступить по истечении исторического времени. В соответствии с подобными толкованиями, последняя композиция «Седмицы» — «Суббота всех святых» в иконах XVI–XVII вв. представляла собой образ блаженного покоя праведных, ожидающих второго пришествия.

Распределение сюжетов в иконе соответствует, в основном, иконографии «Шестоднева». Слева и справа в шести клеймах изображены шесть праздников, соответствующих шести дням недели: «Воскресение — Сошествие во ад» (воскресенье), «Собор Архангелов» (понедельник), «Пир Ирода и Усекновение главы Иоанна Предтечи» (вторник), «Благовещение» (среда), «Омовение ног» (четверг) и «Распятие» (пятница). Центральное место занимает здесь композиция «О Тебе радуется», заменяющая собой «Субботу всех святых». Как символический образ Небесного града с торжествующими праведниками, она оказывается близка и сопоставима по своему содержанию с центральной композицией «Шестоднева», что и дало возможность соединения этих сюжетов.

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 5540