▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Видение Иезекииля
Изображения с более высоким разрешением:

Видение Иезекииля

Школа или худ. центр: Русский Север

Вторая половина XVI в. Оклад — конец XVI в.

Дерево, левкас, серебро; темпера, гравировка, золочение.
31.5 × 23.5 см

Музеи Московского Кремля, Москва, Россия
Инв. Ж-806/1-2

Происходит из ризницы Соловецкого монастыря.

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 310
¦
113. Видение пророка Иезекииля на реке Ховар

Вторая половина XVI века. Русский Север
Дерево, темпера. 31,5 × 23,5
Оклад. Конец XVI века
Серебро; гравировка
Происходит из ризницы Соловецкого монастыря1
Музей «Московский Кремль», инв. Ж-806/1-2

1 О Соловецком монастыре см. кат. № 12.

Изображение близко следует тексту Книги пророка Иезекииля (Иез. 1 : 1–28). Вверху, в круглой мандорле, представлено «подобие четырех животных» с четырьмя лицами (человека, льва, тельца и орла) и четырьмя крыльями (Иез. 1 : 5–10). Под ними изображены крылатые колеса, ободья которых усеяны очами (Иез. 1 : 15–21), а над головами животных — «подобие свода, как вид изумительного кристалла» (Иез. 1 : 22). Над сводом, в круглой «славе», представлен Христос Эммануил, сидящий на радуге, — «как бы подобие человека вверху на нем» (Иез. 1 : 26). Композиция располагается на фоне синего облачного неба с золотыми звездами, что, по-видимому, соответствует словам: «великое облако и клубящийся огонь и сияние вокруг него» (Иез. 1 : 4). В нижней части иконы слева — пророк Иезекииль, изображенный стоящим и созерцающим видение славы Божией. Справа представлен он же сидящим на берегу реки с молитвенно сложенными руками. От «славы» к нему протянута рука со свитком, который Бог повелевает ему съесть (Иез. 2 : 8; 3 : 3). На полях иконы, покрытых окладом, гравированная слитная надпись, соответствующая живописной надписи, повествующей о видении Иезекииля.

Эсхатологическое видение пророка Иезекииля, перекликающееся с некоторыми текстами Апокалипсиса (Откр. 4 : 6–9 и др.), широко использовалось уже в раннехристианской иконографии и послужило одним из источников для монументальных изображений Христа в «славе» и в окружении небесных сил. Древнейшим из подобных изображений является, по-видимому, мозаика конца V века из церкви Осиос Давид в Фессалониках2. К этой композиции, по мнению исследователей, восходят более поздние изображения такого рода — миниатюра из Евангелия XII века из библиотеки Марчиана, Венеция (gr. Z 540), и двусторонняя икона XIV века из Национальной художественной галереи Софии3.

2
  • Tsigaridas E. Latomou monastery (The church of Hosiois David). Thessaloniki, 1988. Р. 36–50.
3
  • Grabar A. A propos d'une icène byzantine du XIVe siecle au Musee de Sofia // Cahiers archéologiques. Paris, 1959. Vol. 10. Р. 289–304;
  • Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. С. 169.

Видение пророка Иезекииля послужило одним из источников иконографии «Спас в Силах» (кат. № 3). В одной из описей Благовещенского собора Сольвычегодска есть редкая запись: «Спасов образ, видение Иезекиилева». Кроме того, оно было отчасти использовано в изображениях Второго пришествия Христа в композициях «Страшного суда» (кат. № 118).

В отличие от всех перечисленных выше композиций, кремлевская икона не просто использует отдельные мотивы из видения Иезекииля, но достаточно точно и последовательно иллюстрирует ветхозаветный текст, включая изображения четырехликих ангелов — тетраморфов, кристального свода над ними и сцены «съедания свитка» пророком. Подобный интерес к ветхозаветным источникам характерен для русского искусства XVI века. Именно в это время на иконах «Страшного суда» появляются развернутые иллюстрации видения пророка Даниила. О значении, придававшемся ветхозаветным пророческим текстам, свидетельствуют высказывания митрополита Макария (середина XVI в.), который обосновывал возможность создавать изображения Бога Отца «по пророческому видению»4.

4
  • Московские соборы на еретиков XVI в. // Чтения в Императорском обществе истории древностей Российских при Московском университете. М., 1847. Кн. III. Отд. 2. С. 14.

Икона экспонируется впервые.

Н. Маркина с. 310
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 5612