▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Видение Иоанна Богослова
Изображения с более высоким разрешением:

Видение Иоанна Богослова

XVIII в. (?)

Дерево, темпера, масло.
68.6 × 55 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 13916

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 316
¦
116. Откровение Иоанна Богослова

XVIII век (?)
Дерево, темпера, масло. 68,6 × 55
Происхождение неизвестно
ГТГ, инв. 13916

Икона иллюстрирует текст первой главы Откровения Иоанна Богослова. Вверху, в центре, располагается изображение Христа Эммануила, сидящего на золотом богато украшенном престоле с полукруглой спинкой и подножием. Он облачен в белый подир, украшенный золотой каймой по нижнему краю и по краям рукавов, с золотым оплечьем и поясом. Помимо одеяния, с текстом Апокалипсиса связаны и другие особенности иконографии: белые волосы и розоватая карнация лика Христа (Откр. 1 : 14, 16). Вокруг Его головы — восьмиконечный двухцветный нимб. В правой руке Христос держит золотой круг с семью звездами, а левую простирает над головой коленопреклоненного Иоанна Богослова, который изображен на розовом облаке у подножия трона. От уст Христа отходит меч и длинная труба.

Внизу справа представлена еще одна сцена — Иоанн Богослов с Прохором, изображенным на фоне пещеры: Иоанн Богослов прислушивается к гласу небесной трубы, а Прохор записывает под его диктовку (надпись на книге в руках у Прохора: «Апокал[ипсис]»). Это изображение воспроизводит иконографическую схему, традиционную для иллюстрированных Евангелий и икон Иоанна Богослова (кат. № 114). В нижней части иконы сохранилась пространная надпись из Откровения (Откр. 1 : 10–17).

Описанная иконографическая схема встречается чрезвычайно редко даже в поздней русской иконописи. Прототипом для нее могли послужить иллюстрированные рукописные Апокалипсисы XVI–XVIII веков1, в которых подобные изображения присутствуют достаточно часто — в иллюстрациях к начальным эпизодам Откровения. В пользу такого предположения говорит также необычный светлый фон композиции, похожий на нейтральный фон книжной иллюстрации, а также пространный текст в нижней части иконы.

1
  • Буслаев Ф. И. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX. СПб., 1884;
  • Откровение Иоанна Богослова в мировой книжной традиции: Каталог выставки. М., 1995.

Начальные эпизоды Апокалипсиса могли привлечь внимание иконописца не только своей необычностью и эффектными деталями, но прежде всего возможностью изобразить момент передачи божественного откровения, раскрывающего предвечный замысел Творца. Примечательно, что образ Христа Эммануила в восьмиконечном нимбе, с лицом, «как солнце, сияющее в силе своей» (Откр. 1 : 16), обнаруживает сходство с традиционным изображением Софии Премудрости Божией в виде ангела. Тексты апокалиптических видений послужили одним из источников этой иконографии, в то время как более поздние иллюстрированные Апокалипсисы опирались отчасти на уже существующий иконографический тип.

Икона экспонируется впервые.

Л. Нерсесян с. 316
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 5613