▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Богоматерь Одигитрия
Изображения с более высоким разрешением:

Богоматерь Одигитрия

Конец XIV в.

84 × 61 × 3 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ДРЖ 3124

Из Никольской церкви в погосте Любони, Боровичского района Новгородской области.

См. в «Галерее»:

 Смирнова 1976 

 
с. 233
¦
24. Богоматерь Одигитрия
(илл. стр. 339)

ГРМ, инв. држ 3124.
Конец XIV в.
84 × 61.

Происхождение. Из Никольской церкви в погосте Любони, Боровичского района Новгородской области. Из этой же церкви происходят иконы «Никола», с житием (кат. № 9) и «Георгий» на коне (кат. № 33)1. Вывезена экспедицией ГРМ в 1961 г.

1 О погосте Любони см. кат. № 9.

Раскрыта в ГРМ в 1962 г. И. В. Ярыгиной.

Доска из двух частей — сосновой и липовой, со следами двух тыльных накладных шпонок на деревянных штырях (позднее скреплена железными полосами на торцах). Ковчег, паволока.

Сохранность. Красочный слой сильно потерт и смыт. Местами обнажились контуры первоначального рисунка. Лик Христа более сохранен, чем лик Богоматери. На одежде Христа в местах утрат оригинала оставлены многочисленные участки записи (вероятно, XVII в.): оранжевый цвет одежд вместо более мягкого кирпичного, плотные белила вместо прозрачных, черные описи вместо коричневых. От золота нимбов и от киноварной опуши торцовых полей сохранились лишь фрагменты.

Описание.

Богоматерь изображена по пояс, слегка повернутой и склоненной к младенцу, которого она держит на своей левой руке. Христос представлен фронтально; правой рукой он благословляет, в левой держит свернутый свиток. Мафорий Богоматери тускло-коричневый, хитон и чепец синие. Звезды и длинные световые блики вдоль складок мафория исполнены разбеленной желтой охрой, тени — черными контурами. Хитон и гиматий Христа — одинакового кирпичного оттенка, описи драпировок коричневые; блики в виде пятен и мазков положены слегка просвечивающими белилами. Лики и руки — с широкими коричневыми тенями, крупными пятнами и мазками розовой охры в освещенных местах, подрумянкой оранжевого оттенка и длинными параллельными «движками». Лик Богоматери по тону темнее лика Христа.

Нимбы были золотыми. Фон и поля почти белые (бледно-желтая охра), на торцовых полях — киноварная опушь.

Надписи киноварные:

Иконография.

Произведение принадлежит к тому иконографическому типу «Одигитрии», который позднее, в XVI в., получил на Руси наименование «Смоленской». Его особенности — фронтальное положение младенца Христа, которого Богоматерь придерживает своей левой рукой; очень небольшой поворот Богоматери в сторону младенца; характерное положение рук (как в издаваемой иконе)2.

2 О таком типе «Одигитрии» см.:

Общие замечания об иконографии «Одигитрии»:

  • В. Н. Лазарев. Этюды по иконографии Богоматери. — В. Н. Лазарев. Византийская живопись. М., 1971, стр. 299.

М. Татич-Джурич предлагает строго различать иконографические типы «Одигитрии», с торжественными иератическими позами, и «Перивлепты» («Прекрасной»), где подчеркивается общение Богоматери и младенца, обращенных друг к другу (аналогично тому типу, который позже получил на Руси название «Богоматерь Тихвинская»). См.

  • М. Татuћ-Ђyрuћ. Икона Богородице «Прекрасне», њено порекло и распрострањьеност. — «Зборник Светозара Радоjчића». Београд, 1969, стр. 335–354.

В византийском искусстве этот тип «Одигитрии» был известен издавна и получил особое распространение начиная с XIII в.3 Среди икон этого извода существует два варианта. В первом из них Богоматерь изображена в позе, почти совпадающей с фронтальной; голова не склонена. Во втором, к которому принадлежит и издаваемая икона, Богоматерь представлена чуть склоненной в сторону Христа; репрезентативность композиции несколько смягчается. Среди русских икон XIV в. и византийских памятников, находившихся, вероятно, тогда на Руси, к первому варианту принадлежит, например,

Ко второму типу относится

3 Н. П. Кондаков. Указ. соч., стр. 201.

4 В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Указ. соч., № 169, илл. 117; В. Н. Лазарев. О принципах научного каталога. — «Искусство», 1965, № 9, стр. 70.

5 Л. В. Писарская. Памятники византийского искусства X–XV веков в Государственной Оружейной палате. Л., 1965, табл. XVIII.

6 Т. В. Николаева. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., 1968, табл. 2 (если это не памятник XV в.). Ср. Г. В. Попов. Художественная жизнь Дмитрова в XV–XVI вв. Москва и искусство московских уделов. М., 1973, стр. 43.

7 Л. В. Писарская. Указ. соч., табл. XLVIII; на другой стороне — поясное изображение Спаса.

8 Там же, табл. L; на другой стороне — Иоанн Златоуст. Живопись, очевидно, сильно поновлена.

9 В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Указ. соч., № 301. Датирована второй половиной XIII в.

В новгородском искусстве XIV–XV вв. Богоматерь изображалась чаще всего в типе «Знамения». Изображения «Богоматери Одигитрии» были сравнительно редкими.

Датировка и атрибуция.

Икона упоминается в литературе как памятник второй половины XIV в. (каталоги выставок [1, 5]). Уточняя датировку, можно определить «Богоматерь Одигитрию» как произведение конца XIV в., на основании особенностей образа (эмоциональный оттенок скорби в лике Богоматери, свойственный живописи позднего XIV в.) и формального строя (характер силуэта, беглое энергичное письмо с резкими контрастами высветлений и широких теней; прием письма находит аналогию в русских архаизирующих иконах XV в., например в псковском поясном деисусном чине, особенно в иконе архангела Гавриила10).

10 См. о нем в кат. № 23, прим. 6.

В указанных каталогах высказаны сомнения в принадлежности иконы к новгородскому художественному кругу. Действительно, «Богоматери Одигитрии» присущ известный лиризм, несвойственный новгородской иконописи. Однако икону трудно приписать и какому- либо иному центру. В пользу ее принадлежности новгородской культуре говорит сходство типа Христа с ликами в иконе «Отечество» (см. кат. № 25). Возможно, лирический оттенок образа зависит от того, что икона из погоста Любони составляет реплику византийского произведения, обладавшего этой особенностью.

Выставки.

Литература.

  1. «Древнерусское искусство. Выставка «Итоги экспедиций музеев РСФСР по выявлению и собиранию произведений древнерусского искусства». Каталог». Л.–М., 1966, стр. 6, 18.
  2. Э. С. Смирнова. Обследование новых районов и сбор произведений древнерусского искусства. — «Сообщения ГРМ», вып. IX. Л., 1968, стр. 92.
  3. Г. И. Вздорнов. Живопись. — «Очерки русской культуры XIII–XV веков», 2. Духовная культура. М., 1970, стр. 305.
  4. «Régi orosz müvészet kiállítás». [Каталог выставки древнерусского искусства в Венгрии]. Budapest, 1973, стр. 10, № 1.
  5.  «Живопись древнего Новгорода и его земель XII–XVII столетий». Каталог выставки. Государственный Русский музей. Вступ. статья и ред. В. К. Лауриной. Авторы-составители В. К. Лаурина, Г. Д. Петрова, Э. С. Смирнова. Л., 1974, стр. 14, № 30. с. 234
     
    ¦

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 5688