▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре
Изображения с более высоким разрешением:

Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре

Школа или худ. центр: Тихвин

1660–1670-е годы

89.5 × 69 см

Собрание В. А. Бондаренко, Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Обретенные сокровища 2004 

ФЛОР И ЛАВР («Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре»)
1660–70-е годы. Тихвинские мастера. Дерево, темпера, 89,5 × 69

Согласно бумажным наклейкам, уцелевшим на обороте иконы, она происходит из музея города Тихвина (ныне Ленинградская обл.), откуда во время Великой Отечественной войны была похищена немецкими оккупантами и приготовлена для вывоза в Германию. Однако при отступлении в числе других произведений искусства была оставлена в Даугавпилсе, и через антикварный рынок, в конце концов, была приобретена нынешним владельцем. Указание на происхождение иконы позволяет связывать ее с живописью Древнего Тихвина — одного из крупнейших центров иконописания XVII в. Здесь на посаде погоста, заложенного еще в XIV столетии, и вокруг стен Большого Тихвинского Успенского монастыря, основанного Иоанном Грозным в 1560 г., жили десятки потомственных семей иконописцев, работавших по заказу монастыря и приезжих гостей. Иконами тихвинцев, имена которых сохранили писцовые и переписные книги XVII в., были украшены многочисленные храмы Успенского монастыря и городские церкви, среди которых известен и собор во имя Флора и Лавра с «приделами братьев-конюхов Спевсиппа, Венесиппа, Елапсиппа». Можно предположить, что икона из собрания В. А. Бондаренко была там храмовым образом, написанным в период расцвета тихвинского иконописания — в 1660–70-е годы одним из ведущих местных иконописцев. Этому не противоречит художественный стиль памятника, напоминающего многие другие тихвинские иконы этого времени.

Икона посвящена одному из самых распространенных в новгородских и северных землях сюжетов, ни ее литературный источник, ни время и обстоятельства сложения культа свв. Флора и Лавра как покровителей коней, до сих пор не выявлены. В тексте жития мучеников нет никаких указаний на их связь с лошадьми, и лишь из текста молитвы, а также из содержания самих иконных композиций можно понять смысл сюжета. Архистратиг Михаил, воевода небесных сил, вручает братьям-мученикам Флору и Лавру двух оседланных коней разной масти, даруя им власть над этими домашними животными. Между тем, порученный их покровительству табун лошадей, изображенный на иконе в нижней части, пасут другие три брата-мученика — Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп. Отсутствие литературного источника объясняет многообразие иконографических вариантов композиции.


Новгородская икона «Чуда о Флоре и Лавре» из ГТГ, первая половина XVI в.

Согласно греческому житию свв. Флора и Лавра, перевод которого был сделан на Руси не позднее XV в., христианские мученики братья-близнецы жили и пострадали в Иллирии во II веке. Они занимались камнетесным и строительным делом, почему были привлечены царем Ликинием к возведению языческого храма Геракла. Вынужденные строить капище, братья раздавали заработанные там деньги бедным и совершали многочисленные чудеса исцелений, что послужило обращению многих в христианство. Узнав, что вместо языческого храма Флор и Лавр возвели христианскую церковь и вместе с другими христианами-строителями разрушили идолов, Ликиний приказал подвергнуть братьев мучительным пыткам и заживо засыпать их в глубоком колодце. При императоре Константине Великом их мощи были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. (По сведениям жития, кости мучеников были обнаружены в колодце при Феодосии Великом епископом Фокой, построившим на этом месте мартирий). У раки святых в посвященном им монастыре происходили многочисленные чудеса исцелений, лежащие «в теле» их мощи упоминали русские паломники. Широкое почитание в Византии мучеников как целителей, возможно, было связано с нетленностью их мощей, зримо свидетельствовавшей о воскресении во плоти всех праведных. В Древней Руси вера во Флора и Лавра была распространена с древнейших времен. Им было посвящено много церквей и монастырей, а их изображения известны по самым ранним памятникам, начиная с домонгольских икон. В храмовых росписях образы братьев помещались среди лика мучеников и целителей, и их иконография оставалась неизменной вплоть до позднего средневековья: они никогда не наделялись атрибутами своей профессии камнетесов. Рассматриваемая сюжетная композиция «Чудо о Флоре и Лавре», где они представлены перед Архангелом Михаилом, вручающим им поводья коней, сложилась в XV в. и отразила новую грань почитания святых. С этого времени они стали восприниматься на Руси, прежде всего, как покровители лошадей.

Особое отношение к культу этих святых сложилось на русском Севере. Религиозные представления крестьянства, основного его населения, были тесно связаны с конкретными нуждами повседневной жизни, почему они и выбирали небесными покровителями тех святых, которые по их представлениям могли оказать «скорую» и действенную помощь. А поскольку в далеких северных землях вплоть до XIX столетия держались старинные народные обычаи, восходящие еще к языческим временам, то и празднования излюбленных христианских святых часто сопровождались языческими обрядами. Особой любовью и уважением пользовались Флор и Лавр, а день их памяти — 18 августа называли «лошадиным праздником». Действительно, в этот день устраивались торжественные празднества в честь животного, издавна почитавшегося здесь священным. В этот день было запрещено работать на лошадях и даже запрягать их. Табун сытно кормили овсом и гнали к реке на водопой и купание (этот момент праздника и запечатлен в нижней части иконы В. А. Бондаренко). Лошадям расчесывали хвосты и гривы, вплетали в них красивые разноцветные ленты и вели к церкви для «конной молитвы», кропили святой водой. Эти радостные веселые празднества сопровождались шумными народными гуляниями, играми и скачками на лошадях, часто устраиваемых на местах древних языческих капищ. Фольклорная красочность старинных празднеств не могла не сказаться на характере икон, с предельной наглядностью запечатлевших эти народные представления.

Полагают, что аналогичный культ Флора и Лавра возник на Балканах, где в античные времена была широко распространена вера во всадников — братьев Диоскуров, тоже близнецов: Кастора и Полидевка, покровителей коневодства. Если эти образы и повлияли на восприятие иллирийских святых, еще раз отметим, что они никак не отразились на житии мучеников. Можно лишь указать на сходство русских икон и позднеантичных фракийских рельефов с изображением Диоскуров. Эти «божественные близнецы» греко-римской мифологии олицетворяли собой утреннюю и вечернюю звезду, почему один из них изображался на белом, другой на черном коне. Примечательно, что Флору и Лавру всегда вручают коней разной масти, причем чаще всего — черного и белого.

Не находит соответствия в житии Флора и Лавра и их связь с архангелом Михаилом. Возможно, он выступает здесь как проводник Божественной власти. Но не исключено влияние на иконографию книги Апокалипсиса, где образы Архангела и коней разной масти были связаны с идеями возмездия и спасения.

В среднем регистре иконы изображены скачущие юноши-пастухи. В их образах представлены святые Спевсипп, Елевсипп, Велесипп (по-гречески — «ускоряющий бег коня», «гонящий коня» и «ухаживающий за конем»). Житие называет их братьями-близнецами из Каппадокии, мученически пострадавшими за христианскую веру. Но в греческом народном сказании о них говорится как о язычниках, служивших в храме богини Немезиды и ухаживающих за посвященными ей конями.


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6227