▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Великомученица Параскева, с житием
Изображения с более высоким разрешением:

Великомученица Параскева, с житием

Школа или худ. центр: Поволжье (Ярославль)

Последняя четверть XVII в.

89 × 71 см

Собрание В. А. Бондаренко, Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Обретенные сокровища 2004 

ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ПАРАСКЕВА с житием
Последняя четверть XVII века. Поволжье (Ярославль), 89 × 71

Среди известных в византийско-славянском мире четырех святых мучениц с именем Параскева в самой Византии широко чтилась Параскева Римская (жила во II в., память 26 июля), а на Руси праздновали память Параскевы Иконийской (рубеж III–IV в., 28 октября). С течением времени жития и подвиги обеих святых смешались, представления о них переплелись настолько, что история жизни преподобной из Рима соединилась с мучениями Параскевы Иконийской. В результате сложился единый образ стойкой христианской мученицы, исполненной страстной веры, тяжело пострадавшей за имя Христово. Однако трудно объяснить причину столь широкого почитания на Руси именно Параскевы Иконийской, житие которой, ничем не примечательное со стороны внешних событий, несмотря на всю изощренность перенесенных ею пыток, мало чем отличается от столь же тяжелых мук других первохристианских мучениц. Тем не менее, никто из них не занял такого места в русской духовной жизни, как Параскева, никому из них не было посвящено такого числа храмов, монастырей, икон, скульптурных изображений. Никому из них не молились так горячо, ни с кем не было связано столько обрядов и народных поверий. Это свидетельствует о том, что еще в древности с именем святой неразрывно слились какие-то древние народные представления, а житие, с его предельным напряжением мученического подвига и силой духовной страсти, преисполненности горячей любви к Господу, было созвучно русской молитвенной душе. Поскольку в Византии более почиталась другая святая — Параскева Римская, то и греческие тексты жития, начиная с древнейшего Минология Василия II (XI в.), включали подвиги этой мученицы. Житие, известное по русским рукописям с XIV в., посвящено событиям жизни Параскевы Иконийской. Со временем оно усложнялось и переписывалось под разными названиями, а в середине XVI столетия его наиболее подробная версия вошла в знаменитые Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Согласно этим литературным источникам, св. Параскева жила и пострадала в Иконии (Малая Азия) во времена правления императора Диоклетиана († 315). Она родилась в богатой и благочестивой семье, и поскольку ее родители особенно чтили день страданий Христа, назвали родившуюся в этот день дочь Параскевою, что в переводе с греческого и означает «пятница». Возлюбив с юности девственную жизнь, Параскева дала обет безбрачия и, рано оставшись после смерти родителей сиротой, посвятила жизнь Богу, просвещая жителей Иконии. В это время усилилось гонение на христиан и Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, суждено было приобщиться им через собственные телесные муки. Римский наместник, «игемон», по велению императора посетивший город для суда над христианами, был поражен красотой юной девушки и, решив пощадить ее, поинтересовался, почему ее нарекли Пятницей — «тезоименитой шестому дню» (клеймо 1). Она сообщила, что родители, горячо почитавшие день вольной страсти Христа, «егда же рождшися аз образом тем нарекоста ми имя Парасковгеи». Посулив деве земные богатства и предложив стать его женой, игемон стал уговаривать ее отречься от Христа и принести жертву языческим богам. Отвергнувшая все земные блага и назвавшая себя «невестою Христовой» Параскева была подвергнута самым тяжелым пыткам. Игемон повелел «растерзати ризы ея и жилами говяжьими бити ю нещадно» (клеймо 2). Полагая, что это возымело свое действие и дева одумалась, игемон вновь попытался уговорить Параскеву «помиловать свою красоту», но она предложила ему подумать о собственном спасении, а услышав хулу на свою веру, отважно плюнула в лицо мучителю (клеймо 3). Разгневанный игемон велел привязать ее к дереву и «строгать ребра ее» железными когтями (клеймо 4). Мучители жестоко истерзали тело и бросили его все изъязвленное до костей в темницу, полагая, что Параскева не доживет и до утра. Далее житие рассказывает, как в полночь святой явилась «жена в светлых ризах» в сопровождении двух ангелов с орудиями Страстей Христовых — Крестом, копием, прободившим животворящие ребра Спасителя, губою, «стершей Адамов грех», и терновым венцом (клеймо 5). Ободряя девушку, жена назвала Параскеву «тезоименитой» и, обтирая ее раны губою, чудесно исцелившей ее истерзанное тело, повелела: «девица, общница Христовым страстям, возстань» (клеймо 6). На следующий день игемон объяснил чудо заступничеством языческих богов (клеймо 7) и предложил отвести ее в идольское капище. По молитве святой случилось землетрясение, и все «идолы пали и рассыпались как песок» (клеймо 8). Вновь предстала мученица перед игемоном (клеймо 9) и исполненный ярости он приказал «палить ребра святой свечами» (клеймо 10). Параскева горячо молилась Создателю, вспоминая о спасении трех отроков и первомученицы Феклы от огня. Внезапно «отскочи огнь от пазух ея и бысть велики пожже вся жгущая ю» (клеймо 11). Перед тем как мученице отсекли голову, она просила Господа: если человек взывает к Богу именем ее или постится, пребывая в чистоте по пятницам, «избави его от всякие беды и отпусти ему грехи его, дом его благослови и истолни всякого блага» (клеймо 12). Житие добавляет, что игемон на следующее утро погиб, сброшенный конем на охоте. На рассматриваемом памятнике этой традиционной для житийных икон Параскевы сцены смерти мучителя-игемона нет. Вместе с тем, другие сюжеты, даже в самых повествовательных циклах обычно представленные одной сценой, здесь столь подробны, что им отведено сразу по два клейма. Два симметричных клейма (5 и 6) разделили эпизод явления в темнице «тезоименитой» жены с орудиями Страстей Христа на отдельные сцены: ее явления и исцеления Параскевы.

Нередко Параскева связывалась с образом самой Богородицы, скорбящей у подножия креста, и становилась олицетворением крестных страданий ее Сына. Да и явившаяся ей в темнице жена именует ее «причастницей святых Страстей». Причастность «тезоименитой» жены к орудиям крестных страданий Христа позволяет полагать, что на помощь великомученице пришла либо олицетворенная Страстная Пятница, либо преподобномученица Параскева Римская, уже в византийской иконографии нередко изображавшаяся с орудиями страстей Христа.

Согласно описаниям, в иконописном подлиннике Параскева облачена в традиционный красный мафорий, «обагренный кровью ее мученичества», в руках ее крест и развернутый вверх свиток, на котором читается текст «Символа веры». Ангелы коронуют ее мученическим золотым венцом, знаком небесной славы «невесты Христовой». На голове святой девичий плат, напоминавший об обете Параскевы, его необычный серебряный цвет (со временем потемневший) и жемчужное украшение подчеркивали ее высокое положение «одесную» небесного престола Жениха-Царя.


Житийная икона Параскевы, 1680 г., из погоста Локня Псковской обл. (ГРМ)

Время создания иконы следует отнести к 1680-м гг. Об этом свидетельствуют как ее стилистические особенности, так и иконография памятника, очень близко повторяющего житийную икону Параскевы, 1680 г. из погоста Локня Псковской обл. (ГРМ, Инв. 3038). При этом его художественное своеобразие находит прямые аналогии в ярославской живописи последней четверти XVII в. Ярославский край отличался особенно широким почитанием св. Параскевы, начиная с самой древней своей святыни — чудотворной иконы «Богоматери Феодоровской», на оборотной стороне которой был написан образ мученицы. Почти в каждом храме города был придел, посвященный Параскеве, украшенный ее житийной иконой.


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6231