▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Другие языки
Дмитрий Солунский
Изображения с более высоким разрешением:

Дмитрий Солунский

Школа или худ. центр: Киев

1108 г.

223 × 132.5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 25532

Мозаика собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 49
¦
2. Дмитрий Солунский.

Около 1113 года1. Киев.

1М. К. Каргером неоднократно высказывались соображения о том, что Михайловский собор, стоявший до 1930-х гг. на территории древнего Дмитровского монастыря в Киеве, в действительности представлял собой первую церковь этого монастыря — cобор Дмитрия, построенный князем Изяславом-Дмитрием около 1060–1062 гг. (см. М. К. Каргер, Древний Киев, т. II, М.–Л., 1961, стр. 261–282).

Мозаики Киевской Софии были закончены к 1046 г. (см. В. Н. Лазарев, Мозаики Софии Киевской, М., 1960, стр. 57). Считая фрагменты мозаичного убранства собора Михайловского Златоверхого (Дмитровского) монастыря частями интерьера собора Дмитрия 1060–1062 гг., необходимо допустить, что исполнение этого убранства отделено от софийских мозаик всего лишь 16 годами. За этот короткий срок стиль древней живописи Киева не мог измениться так, как это обнаруживают михайловские мозаики. Поэтому представляется правильнее, вслед за Ю. С. Асеевым (см. его статью «Новые данные о соборе Дмитриевского монастыря в Киеве», «Советская археология», 1961, № 3, стр. 291–296), считать сохранившиеся до нашего времени мозаики Михайловского Златоверхого (в древности Дмитровского) монастыря, относящимися к той его церкви, которая была выстроена около 1108–1113 гг. князем Святополком, сыном князя Изяслава-Дмитрия, основателя самого монастыря. Таким образом, рассматриваемая мозаика с изображением Дмитрия Солунского отделена от мозаичного убранства Киевской Софии 69 годами, чем и объясняется иной ее стиль, более изысканный и утонченный, знаменующий собой зрелую эпоху киевской школы живописи. Существенно стилистическое сходство образа Дмитрия Солунского на мозаике с киевской иконой Великой Панагии, относимой мною ко времени около 1114 г.

Воин Дмитрий представлен в рост. Левой рукой он опирается на серо-белый щит, в правой руке держит копье с белым острием. У пояса за спиной — меч в ножнах. Лицо и руки выложены из зеленоватых, розоватых и коричневатых матовых цветных камней, что создает впечатление светлой карнации (белого вохрения). Одежды, обильно украшенные золотом и драгоценными камнями, исполнены золотой, голубовато-зеленой, розоватой и синей смальтой, передающей блеск золотой брони, глубокий тон зеленого плаща, золотой узор синей ткани штанов и розовую рубаху с коричневыми тенями. Перевязь на груди белая с голубыми контурными линиями. Обувь (кампагии) серая с белым, украшенная желтыми полосами. Фон золотой, позем двухцветный, из зеленой и желтой полос. Композиция обложена по краям рядом белых камней в виде рамки.

Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень, мрамор. Мозаика. 222 × 129.

Находилась на южной грани северо-восточного столба, под восточной аркой главного нефа церкви Михаила (около 1108–1113 гг.) Михайловского Златоверхого (Дмитровского) монастыря в Киеве на уровне полатей или хоров2. В 1936 году мозаика снята со столба проф. В. А. Фроловым, наложена на цемент и перенесена в Гос. Киевский музей русского искусства.

2Мозаика Дмитрия Солунского являлась, быть может, изображением патрона основателя Дмитровского монастыря, князя Изяслава-Дмитрия Ярославича (1024–1078), отца князя Святополка, соорудившего здесь в 1108–1113 гг. церковь Михаила. Этим объясняется положение мозаики относительно хоров — местопребывания сына основателя монастыря и его семьи в Михайловской церкви.

Поступила в 1938 году из Гос. Киевского музея русского искусства. [25532] с. 49
 
¦

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 657