▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Другие языки
Сошествие во ад
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Сошествие во ад

Школа или худ. центр: Новгород

Начало XIV в.

81 × 64 см

Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия
Инв. 7579

См. в «Галерее»:

 Смирнова 1976 

 
с. 181
¦
8. Сошествие во ад
(илл. стр. 77, 280, 281)

Новгородский музей, инв. 7579.
Первая половина XIV в.
81 × 64.

Происхождение. Из собора Введенского монастыря в Тихвине1. Была обнаружена там в 1911 г.2 (возможно, в связи с подготовкой XV Археологического съезда в Новгороде, когда учеными была проделана большая работа по обследованию и разысканию памятников древнерусского искусства в Новгородской губернии). До 1916 г. поступила в Новгородское епархиальное древлехранилище, а затем в Новгородский музей.

1 О монастыре см.: «Описание Введенского девичьего второклассного монастыря в г. Тихвине Новгородской губ.». Тихвин, 1909.

2 Архивные сведения о местонахождении иконы в Тихвине см.: ЦГИА, ф. 796, д. 2467 (указание Э. А. Гордиенко).

Раскрыта в Новгородском музее в 1926–1927 гг. Н. Е. Давыдовым. В 1928 г. поступила в ЦГРМ в связи с подготовкой к выставке древнерусской живописи 1929–1932 гг. в Германии, Англии, Австрии и США (куда икона не была отправлена). В 1930 г. подверглась в ЦГРМ повторной реставрации, проводившейся И. И. Сусловым, Е. А. Домбровской и М. М. Тюлиным, под наблюдением А. И. Анисимова и Г. О. Чирикова: была снята басма XVI в. с фона, полей и нимбов, удалена остававшаяся под басмой запись, а также оставленные во многих других местах при первом раскрытии участки поздней записи и потемневшей олифы3. В 1946 г. икона укреплялась в ЦГРМ (сообщение Э. А. Гордиенко).

3 ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 298.

Доска липовая из двух частей, с двумя торцовыми шпонками на деревянных и кованых железных гвоздях. Ковчег. Паволока холщового переплетения, тонкая.

Сохранность. Золото фона утрачено и видно лишь справа вверху и по контуру левой горки. Многочисленные вставки нового грунта. Верхняя часть креста, который несет Христос — поздняя (по реставрационному протоколу — XVI в.4; первоначально крест был киноварным). Следы гвоздей от венцов на нимбах и от оклада, покрывавшего весь фон. Живопись сильно потерта. Верхние слои карнации не всюду сохранены. Возможно, что некоторые контуры слегка подрисованы. По стыку досок восковая заливка. На полях, в настоящее время белых, остатки оливковой охры поновления.

4 ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 198.

На свитке у Соломона поздняя надпись (согласно реставрационному протоколу, относящаяся к XIX в.5), с текстом из «Книги Притчей Соломоновых», IX, 1–2:

5 Там же.

Описание.

Христос, с восьмиконечным крестом, обращенный вправо, держит за руку Адама. В правой группе праведников за Адамом — Ева и Авель, держащий пастушеский посох; в левой — Соломон, Давид, Иоанн Предтеча. Каждая группа на фоне горки плавных очертаний, с уступчатой, как бы «защипнутой» вершиной; левая горка светло-лиловая, правая — желтая. Под ногами Христа черная пещера, имеющая орнаментальные «фестончатые» контуры. В пещере — створки врат, ключи, замки, цепи, топор и другие инструменты; сатана в красной набедренной повязке держит ногу Адама; под ногами Адама и Евы — оливковая гробница.

Лиловый хитон Христа и его зеленый гиматий покрыты золотым ассистом. Одежды остальных персонажей киноварные, зеленые, лиловые. Нижняя одежда Адама украшена ассистом, на облачениях Давида, Соломона и Евы — золотые орнаменты: звезды, кресты, круги. На голове Евы — светлый голубовато-зеленый плат. На лиловом гиматии Адама — широкие мазки прозрачных голубых пробелов.

Лики написаны по светлому желтоватому основному тону очень тонкими слоями жидких красок, почти плавями: прозрачной охрой, в освещенных местах — жидкими белилами, в тенях — серо-зеленоватыми тонами. Контуры черт — коричневые и красноватые. Руки и ноги исполнены по более плотной светлой охре, с яркой подрумянкой в тенях.

На фоне остатки первоначального золота. Нимбы золотые. Авель и Ева изображены без нимбов. По лузге киноварная обводка.

Надписи киноварные, уставом:

Иконография.

Сцена, основой которой послужило апокрифическое «Евангелие Никодима», а также тексты псалмов, пророчеств и святоотеческих сочинений6, представлена с. 181
с. 182
¦
в одном из типов, сложившихся в византийском искусстве к XI–XII вв.: она симметрична, в центре Христоc с крестом, попирающий врата ада, а по сторонам от Христа — группа ветхозаветных персонажей и Адам и Ева с праведным Авелем. Если в других изводах Христос изображен либо в позе триумфатора — симметричной и фронтальной7, либо энергично повернувшимся, уже выводя Адама8, то в издаваемой иконе подчеркнут другой, предшествующий момент рассказа, окрашенный оттенком сострадания: Христос взял за руку Адама и сказал: «Мир с тобой и твоими сыновьями, праведный человек»9.

6 О «Евангелии Никодима» и других сочинениях, послуживших источником изображения сцены, см.:

Об иконографии сюжета:

Общие обзоры развития иконографии:

  • E. Lucchesi Palli, Anastasis. — K. Wessel, M. Restle. Reallexikon zur byzantinischen Kunst, Bd. I, Lief. 1. Stuttgart, 1963, Sp. 142–148;
  • R. Lange. Die Auferstehung. Recklinghausen, 1966.
  • См. также: «Auferstehung Christi». — H. Aurenhammer. Lexikon der christlichen Ikonographie, Lief. 3. Wien, 1961, S. 232–249.

7 Напр., в иконе XII в. из Гос. Эрмитажа. А. В. Банк. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.–М., 1966, табл. 231.

8 Напр.,

9 Е. Diez, О. Demus. Op. cit., p. 70–71. Примеры таких изображений:

Для текста ср. «Слово в великую субботу» Епифания Кипрского: «И отвещав Христос, глаголя Адаму... И ем его за десную руку, воскрешает, глаголя: въстани, спяи, въскресни из мертвых...» ( И. Я. Порфирьев. Указ. соч., стр. 226).

Византийские композиции «Сошествия во ад» различаются и составом персонажей. Такой состав, как в издаваемой иконе (Предтеча с Давидом и Соломоном, а Адам и Ева с Авелем), встречается уже в XI в.10 и нередок в произведениях XII в.11


[Илл. с. 182] Сошествие во ад. Первая половина XIV в. Икона из с. Чухчерьма на Северной Двине. ГТГ.

Среди памятников византийского круга икона из Тихвина обнаруживает наибольшее иконографическое сходство

Русские иконы, примыкающие к этой традиции:

Очевидно, такой извод распространился в русском искусстве в XII–XIII вв., и эта традиция долго удерживалась в провинциальном творчестве (илл. стр. 182).

12 См. прим. 9.

13 В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Указ. соч., I, № 336, илл. 241. См. об этой иконе также в предисловии к нашему Каталогу.

14  Е. С. Овчинникова. Указ. соч., стр. 139–156, цв. вклейка между стр. 140 и 141, илл. на стр. 142. См. об этой иконе также в предисловии к нашему Каталогу.

15 Н. P. Gerhard. Welt der Ikonen. Recklinghausen, 1963, Taf. XIII.

Древние особенности издаваемой иконы: стигматы на ногах Христа (имеются также в иконе из Чухчерьмы)16; на голове Евы — еще не мафорий, а белый плат. Индивидуальная особенность памятника — свиток с надписью в руке Соломона. Свитки с текстами пророчеств с. 182
с. 183
¦
изображаются в сценах «Сошествия во ад», но относительно редко17.

16 Подчеркивание стигматов связано с тем, что в православной церкви изображение «Воскресения» («Сошествия во ад») осмыслялось как демонстрация догмы о нераздельности божественной и человеческой натуры Христа даже после распятия. См. об этой иконографической детали: К. Weitzmann. Thirteenth Century Crusader Icons on Mount Sinaï. — «Art Bulletin», XLV (September, 1963), p. 184–185.

17 Примеры:

  • в росписи Сопочан (около 1265 г.) свиток в руках Иоанна Предтечи (В. Ђуриħ. Сопочани. Београд, 1963, табл. XIX);
  • в росписи 60-х годов XIV в. в монастыре Сретения в Метеоре (Греция) в руке Давида свиток с текстом LXVIII-гo псалма (Г. Суботиħ. Почеци монашког живота и црква манастира Сретења у Метеорима. — «Зборник за ликовне уметности», 2. Нови Сад, 1966, стр. 166, схема IV и илл. 21).

Об этом мотиве в русских памятниках XVI–XVII вв. см.: Н. В. Покровский. Очерки памятников христианского искусства и иконографии, изд. 3. СПб., 1910, стр. 356, рис. 197. Чаще всего со свитком изображается Иоанн Предтеча. Текст на свитке Соломона в издаваемой иконе не имеет прямой связи с изображенной сценой. Не является ли это свидетельством того, что свиток был приписан на иконе в позднее время?


[Илл. с. 183] Сошествие во ад. Около 1341 г. Икона из праздничного ряда иконостаса Софийского собора в Новгороде.

Сцена «Сошествия во ад» на Васильевских вратах 1336 г. представлена в другом иконографическом типе, чем на тихвинской иконе (Христос, обернувшись, выводит Адама), и она более архаична по составу персонажей (Авель еще отсутствует)18. Икона праздничного ряда иконостаса Софийского собора (около 1341 г.) близка по иконографии к издаваемому памятнику, но композиция усложнена: группа ветхозаветных персонажей состоит уже из шести фигур (илл. стр. 183).

18 В. Н. Лазарев. Васильевские врата 1336 года. — В. Н. Лазарев. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970, илл. на стр. 193.

Во второй половине XIV в. в новгородском искусстве встречаются различные иконографические типы данного сюжета: по сравнению с издаваемой иконой, их композиции гораздо более сложные, с большим числом фигур (см. об этом кат. № 26 — «Сошествие во ад» конца XIV в. в ГРМ). Исключение составляет фреска Сковородского монастыря, где использован старый извод, близкий к издаваемой иконе: слева изображены Давид, Соломон и Иоанн Предтеча, а справа Адам, Ева, Авель и еще один персонаж19.

19 Фотографии фресок Сковородского монастыря, погибших во время Великой Отечественной войны, хранятся в ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 348. Фото «Сошествия во ад» — л. 64.

Общему строю новгородской культуры, казалось бы, больше отвечал совсем другой иконографический тип сцены: с фронтальной фигурой Христа, представленной в энергичном и резком движении. Такой вариант встречаем во фресках церквей Феодора Стратилата и Успения на Волотовом поле. Распространенность первого типа (как в издаваемой иконе), имеющего в основе своей лирическую интонацию, в целом новгородскому искусству не свойственную, показывает и сложность соотношения между иконографией и стилем, и разнообразие иконографических и идейных истоков новгородской живописи.

Датировка и атрибуция.

Датировка иконы колеблется между XIII в. (Н. Г. Порфиридов [3, 4, 10], И. Э. Грабарь [5], Ю. А. Олсуфьев [6, 7], каталог Новгородского музея [16], В. И. Антонова [17]) и началом XIV в. (В. Н. Лазарев [8, 11, 19], к которому в последнее время присоединился Г. И. Вздорнов [20]). Иногда авторы предлагают более широкие хронологические рамки: конец XIII — начало XIV в. (В. К. Лаурина [12]), Н. Г. Порфиридов [14], составители каталога выставки «Живопись древнего Новгорода и его земель» [21], XIII–XIV вв. (М. В. Алпатов [13], Е. С. Овчинникова [18]). Стилистические признаки (в частности, орнаментальность рисунка) заставляют считать более вероятным, что «Сошествие во ад» исполнено в первой половине XIV в. Датировка подтверждается и палеографическими данными: в начертании букв надписей уже есть элементы устава XIV в., но еще отсутствуют признаки почерка зрелого XIV в. (консультация О. А. Князевской). Среди новгородских произведений икона занимает изолированное положение (подробнее см. стр. 74).

Выставки.

Литература.

  1. «Каталог Новгородского епархиального церковного древлехранилища». Новгород, 1916, стр. 20, пор. № 134, № по кат. 223.
  2. Н. П. [Н. Г. Порфиридов]. Новгородский музей древнего и нового русского искусства. Краткий исторический очерк и обзор коллекций. Новгород, 1927, стр. 10.
  3. «Отчет Новгородского общества любителей древности за 1927 год». Новгород, 1928, стр. 7. [Изложение доклада Н. Г. Порфиридова «Памятники древнерусской живописи, раскрытые в Новгородской реставрационной мастерской за 1926 и 1927 гг.»]. с. 183
    с. 184
    ¦
  4. Ник. Порфиридов. Новые открытия в области памятников древней живописи в Новгороде (1918–1928). — «Сборник Новгородского общества любителей древности», вып. IX. Новгород, 1928, стр. 63.
  5. «Denkmäler altrussischer Malerei. Russische Ikonen vom 12.–18. Jahrhundert. Ausstellung». Berlin — Königsberg, 1929, S. 10. [Вступительная статья И. Грабаря; икона на этой выставке не экспонировалась.]
  6. Y. Olsufiev. The Development of Russian Icon Painting from the Twelfth to the Nineteenth Century. — «Art Bulletin», XII, № 4. Chicago, 1930, p. 354, 357, fig. 8.
  7. Ю. Олсуфьев. Вопросы форм древнерусской живописи. — «Советский музей», 1935, № 6, стр. 28, рис. 8; 1936, № 1, стр. 74; № 2; стр. 44, 56.
  8. В. Н. Лазарев. Новгородская живопись XII–XIV вв. — «Известия АН СССР. Серия истории и философии», I, № 2. М., 1944, стр. 69.
  9. Его же. Искусство Новгорода. М.–Л., 1947, стр. 46, табл. 34а.
  10. Н. Г. Порфиридов. Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI–XV вв. М.–Л., 1947, стр. 272.
  11. В. Н. Лазарев. Живопись и скульптура Новгорода. — «История русского искусства», II. М., 1954, стр. 130.
  12. В. К. Лаурина. Станковая живопись Новгорода Великого конца XIII — 70-х годов XIV века (канд. дисс.). Л., 1954, стр. 128–133, 212 (прим. 55), 236, 276–277.
  13.  М. В. Алпатов. Всеобщая история искусств, III. М., 1955, стр. 129.
  14. Н. Порфиридов. Выдающийся памятник древнерусской живописи. — «Искусство», 1959, № 2, стр. 67.
  15.  Ю. М. Золотов. Изделия ремесленников на старинной иконе. — «Советская археология», 1962, № 1, стр. 301, прим. 5.
  16. Ю. И. Никитина, А. С. Павлюченков, Е. К. Пагольская. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. Русское искусство XI — начала XX века. Советское искусство. Каталог. Л., 1963, стр. 9.
  17.  В. И. Антонова. У Медвежья озера и Веси Егонской. — ТОДРЛ, т. XXII. М.–Л., 1966, стр. 198, прим. 39.
  18.  Е. С. Овчинникова. Икона «Сошествие во ад» из собрания Гос. Исторического музея в Москве. — «Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова». М., 1968, стр. 147, 150, 152–154, воспр. на стр. 151.
  19. В. Н. Лазарев. Ранние новгородские иконы. — В. Н. Лазарев. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970, стр. 127, илл. на стр. 125.
  20. Г. И. Вздорнов. Живопись. — «Очерки русской культуры XIII–XV веков», 2. Духовная культура. М., 1970, стр. 261, прим. 10. [Ошибочно указано, что икона происходит из Духова монастыря].
  21.  «Живопись древнего Новгорода и его земель XII–XVII столетий». Каталог выставки. Государственный Русский музей. Вступ. статья и ред. В. К. Лауриной. Авторы-составители В. К. Лаурина, Г. Д. Петрова, Э. С. Смирнова. Л., 1974, стр. 9–10, № 10, илл. 6.
  22. V. Lazarev. Regard sur l’art de la Russie prémongole, IV. — «Cahiers de civilisation médiévale», XVII. Poitiers., 1974, p. 108. с. 184
     
    ¦



Детали

[A] Соломон, Иоанн Предтеча, Давид

[B] Авель, Адам, Ева

[B1] Авель, Адам, Ева

[C] Христос

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 822