Наверх (Ctrl ↑)

Казанская икона Богоматери

с
Регистрация: 03.04.2006 Сообщения: 9
Сообщение   Сообщение № 2105 • 04 Апр 2006 20:33
а какая разница между диском за 200 р, и таким же за 800? или там 4 разных?
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 13773 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 2107 • 04 Апр 2006 20:48
с писал(а):
а какая разница между диском за 200 р, и таким же за 800? или там 4 разных?


Разница, как я понял, в том, что комплект за 800 р (в него входит 4 диска) содержит изображения с более высоким разрешением. Хотя 1024х768 - вроде бы не так уж и много...
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 13773 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 3972 • 06 Ноя 2006 16:16
На форуме Конференция.ру возник вот такой вопрос: Как выглядит икона Казанской Божией Матери? Именно подлинник, не могу найти описание, пожалуйста подробней в деталях: стиль (как написана, в каких цветах и пр.), размер и т.п. Действительно ли найдена подлинная икона? (см. http://www.konferencia.ru/index.php?t=msg&th=540).

Вот что у нас по этому поводу есть в литературе...

Во-первых,  статья к иконе письма Прокопия Чирина из каталога "Чудотворный образ" (см. первую страницу этого топика - там у нас фотография иконы).

=====================
Икона является самым ранним из известных списков с чудотворного образа. Явление первообраза произошло в Казани 8 июля 1579 г. Девятилетней девочке Матроне трижды являлась во сне Богоматерь и указывала, где тайные христиане зарыли икону еще до завоевания Казани. Обретение чудотворной иконы описано участником того события, казанским митрополитом Гермогеном, в Повести, составленной по просьбе царя Феодора Иоанновича в 1595 г. В 1612 г. список с чудотворной иконы находился в ополчении Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Именно заступничеству Казанской Богоматери приписывалось освобождение Москвы от поляков. Икона считалась покровительницей династии Романовых, при которых она становится одной из важнейших русских святынь. Устанавливается два дня празднования иконы: 8 июля (день явления) и 22 октября (избавление от поляков). В эти дни устраиваются крестные ходы с иконой из Успенского собора Кремля в Казанский собор на Красной площади (1636), в котором постоянно находился чудотворный образ. Торжественные процессии с иконой проходили вдоль стен Москвы. Подобно Одигитрии Константинопольской, русская икона освящала пространство города, даруя ему невидимую защиту. В XVIII в. икона Казанской Богоматери рассматривается как покровительница новой столицы — Петербурга. В начале XIX в. для иконы строится грандиозный Казанский собор на Невском проспекте. Именно этой иконе М. И. Кутузов приносит трофейное серебро, отнятое у французов во время Отечественной войны 1812 г. Во время второй мировой войны крестный ход с иконой совершался вокруг оборонительных рубежей осажденного Ленинграда.

Иконы Казанской Богоматери традиционно маленького размера, они восходят к явленной чудотворной иконе (27 х 22,5 см). Иконографически Казанская Богоматерь представляет вариант «Одигитрии», главная особенность — стоящая фигура младенца. При этом Богоматерь показана погрудно. Такие как бы сокращенные изображения получают широкое распространение именно в искусстве XVI в. Икону 1606 г. мастера Прокопия Чирина отличает тщательное мелкое письмо, характерное для так называемой «Строгановской школы».

[Автор описания — В. Н. Широков]
=====================

Таким образом, здесь у нас информация о размере явленной иконы есть.


Последний раз редактировалось: Илья (06 Ноя 2006 16:40), всего редактировалось 1 раз
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 13773 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 3974 • 06 Ноя 2006 16:23
Затем в каталоге Русского музея [Пречистому образу Твоему поклоняемся... / Образ Богоматери в проиведениях из собрания Русского музея. СПб., Palace Editions 1995 ] есть две иконы Казанской Богоматери, которые тоже привожу здесь вместе с описаниями для полноты картины.

Кат. № 146, стр. 231
Богоматерь Казанская
Начало XVII в. Москва
28,7 х 24,2 х 2,5
На обороте малиновая шелковая ткань с надписью:
Образ пр(е)ч(и)стые Б(ого)род(и)цы Казанские моление...
боярина князя Ивана Ивановича Шюисково поставлен
по ево благоверной кнеигине Марфе Василевъны
Происходит из женского Покровского монастыря в Суздале
Инв. № ДРЖ-2454

Принадлежит к числу ранних уменьшенных копий с чудотворной казанской святыни, обретенной в 1579 г. (подробнее историю иконы см. в кат. 147), Возможно, образцом для нее послужила икона «Казанской Богоматери», участвовавшая в событиях 1612 г., когда русские войска под руководством Дмитрия Пожарского победили в битве с польскими интервентами и освободили Москву от неприятеля. После победы икона была помешена в церковь, специально для нее построенную на Красной площади. Для князя Ивана Ивановича Шуйского, в течение многих лет связанного с Москвой и игравшего значительную роль в политической жизни города, обращение к образу Богоматери Казанской — новой московской святыне — было вполне естественно. Его жена, Марфа Васильевна, была похоронена в Покровском монастыре в Суздале. Икона посвящена ее памяти.

Икона выполнена мастером, стремившимся к сохранению классических живописных приемов. Ее отличает четкий уверенный рисунок, сдержанный колорит, построенный на сочетании приглушенных красок с мерцанием золота ассистов на хитоне Христа и оплечье одежды Богоматери.

[Автор описания — Татьяна Вилинбахова]
Файл № 1 166
Spb_146_400.jpg
51.54 KB   •    158
Файл № 1 165
Spb_146_600.jpg
96.68 KB   •    196
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 13773 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 3975 • 06 Ноя 2006 16:31
Кат. № 147, стр. 232–233
Богоматерь Казанская
Начало XX в.
Иван Васильевич Брягин. Мстёра
30,8 х 25,8 x 2,4
Пост.: в 1909 из собр. Н. П. Кондакова
Инв. № ДРЖ ПМ-6636

Знаменитый мстёрский «старинщик» Иван Брягин написал икону, точно следуя традиционной иконографии чудотворного «Казанского» образа. Иконописец выполнял заказ академика Н. П. Кондакова, который в 1900-х гг. несколько раз посетил «суздальские иконописные села» — Мстёру, Палех и Холуй — и собрал коллекцию икон, позже подаренную Русскому музею.

Первоначальная чудотворная икона, повторенная потом в тысячах списков, была обретена в Казани в 1579 г., вскоре после завоевания ее войсками Ивана Грозного. Чудотворный образ открыла в пепле пожарища, по велению явившейся ей во сне Богоматери, девятилетняя отроковица Матрона со своей матерью. Вскоре от иконы последовали чудесные исцеления; на месте обретения иконы был основан женский монастырь. День обретения образа — 8 июля — стал днем празднования «Казанскому» образу Богоматери. Второй день празднования был установлен при царе Алексее Михайловиче, в память сражений за Китай-город 22 октября 1612 г. Благодаря заступничеству «Казанской» иконы войскам Дмитрия Пожарского и москвичам удалось одержать решительную победу над польскими отрядами, засевшими в Кремле, что предрешило их сдачу и полное освобождение Москвы.

С течением времени возникли разные мнения о том, где в действительности находился образ, обретенный в Казани в 1579 г. Предполагалось, что он по-прежнему находился в соборном храме Казанского монастыря и пропал бесследно в 1904 г. Образ, бывший при русских полках в 1612г., гораздо меньшего размера, также почитался чудотворным и был поставлен в церковь Казанской Богоматери на Красной площади в Москве, которая была построена по обещанию самого князя Пожарского. Наконец, полагали за истинный чудотворный образ икону, перенесенную из Москвы в Петербург в начале XVIII в, и первоначально находившуюся в храме Рождества Богородицы на Петербургской стороне или в часовне той же церкви, расположенной близ Троицкой пристани, в самом средоточии строящегося города. По обветшании Рождественской церкви ее иконы и утварь некоторое время хранились в Троицком соборе, откуда чудотворная икона была перенесена в 1737 г. в новый храм Рождества Богоматери на Невской перспективе, который вскоре после освящения стал именоваться придворным Казанским собором. В начале XIX в. на этом месте развернулось грандиозное строительство Казанского собора по проекту А. Н. Воронихина.

Казанская икона была почитаема жителями Петербурга так же, как и чудотворный образ «Всех скорбящих радость» — другая московская святыня, перенесенная в новую столицу почти одновременно с ней. При отбытии М. И. Кутузова в действующую армию в 1812 г. икона «Богоматери Казанской» была вознесена над головою полководца во время молебна о даровании победы над врагом.

[Автор описания — Ирина Сосновцева]
Файл № 1 168
Spb_147_400.jpg
26.18 KB   •    109
Файл № 1 167
Spb_147_800.jpg
102.21 KB   •    143


Последний раз редактировалось: Илья (06 Ноя 2006 16:40), всего редактировалось 1 раз
Илья
Администратор сайта
Регистрация: 10.11.2004 Сообщения: 13773 Откуда: Москва
Сообщение   Сообщение № 3976 • 06 Ноя 2006 16:35
А вот у нас ссылка на репортаж "Вестей" о возвращении списка иконы Казанской Богоматери из Ватикана. Там тоже есть фотография, но крохотная и ничего толком не видно.

Друзья, если у вас есть какая-то информация по самому явленному образу (вдруг были какие-то старые снимки или описания...) -- присылайте, пожалуйста сюда.  Rolling Eyes

Можно ли считать, что самый ранний дошедший до нас список наиболее близок явленной иконе, в том числе по колориту? Совсем я в этом не уверен. Опять же, на иконе Прокопия Чирина четко видны на полях четыре фигуры. Вряд ли они были на явленной иконе?
  Ответить
Powered by phpBB © 2001–2018 phpBB Group