▲ Наверх (Ctrl ↑)
указатель иконописцев, живописцев и прочих мастеров

Абрамов Григорий (Авраамов; Егорий)

(уп. 1647–1679, Москва)

Основные данные Литература  
 Словарь русских иконописцев 2003 

АБРАМОВ ГРИГОРИЙ (АВРААМОВ; ЕГОРИЙ) (уп. 1647–1679) — московский кормовой иконописец большей статьи и затем знаменщик Печатного двора; в 1647 г., будучи типографским разборщиком, на грушевой доске назнаменил изображение преп. Ефрема Сирина, которое затем вырезано было гравером Федором Ивановым и напечатано в том же году в книге названного преподобного. За это «знамя» Абрамов 13 ноября 1647 г. получил 6 алт. (Архив Московской Синодальной типографии. Расходная книга № 42. Л. 190 об).

В ноябре 1649 г. Григорий Абрамов вместе с золотописцем Посольского приказа Григорием Благушиным расписывал золотом в поднос царю Алексею Михайловичу два экземпляра книги «Служба и житие Саввы чудотворца», которая была «в десть, начата и окончена печатанием в ноябре 1649 г.» (Там же. Л. 582 и 592).

С ноября 1657 по апрель 1658 г. под руководством Ивана Филатова и Ивана Леонтьева Абрамов писал стенное письмо в комнатах у государя. Как кормовой мастер 2-й статьи получал 2 алт. 2 деньги в день (Стлб. 166 г. № 20, 30, 33; Стлб. 168 г. № 74, 217).

В 1660 г. упоминается среди московских кормовых мастеров, которые вызываются к стенному письму в Архангельском соборе (Стлб. 168 г. № 217).

29 июня 1663 г. Абрамов был назначен знаменщиком Печатного двора, сменив лишь до июня следующего года Иосифа Владимирова в этой должности (Архив Московской Синодальной типографии. Расходная книга № 64. Л. 84, 172, 226).

В апреле 1664 г. работает на Печатном дворе вместе с Иосифом Владимировым (Стлб. 172 г. № 288). В 1664 г. Григорий Абрамов был у «стенного письма во дворце» — в передней палате, «в комнате» и на золотом крыльце (Стлб. 172 г. № 288).

В 1666 г. Григория Абрамова разыскивали и не могли найти к стенному письму в Архангельском соборе. В апреле 1666 г. он руководил группой иконописцев, которые писали «столовые ноги» (Стлб. 175 г. № 364).

В марте 1667 г. Абрамов расписывал колымагу царицы вместе с Федором Евтихиевым и Иваном Леонтьевым. В это время он числится в большей статье и получает 3 алт. 2 деньги в день (Стлб. 175 г. № 300, 330); в том же месяце он «писал» точеный «столовый станок под раковинную цку — великому государю в поднос» (Оп. 34. № 955. 175 г. Л. 44 об. Здесь Григорий Абрамов назван иконописцем и «книг печатного дела наборщиком». Ср. также стлб. 175 г. № 364).

С 1668 г. Григория Абрамова мы снова видим в должности знаменщика Печатного двора (Архив Московской Синодальной типографии. Расходная книга № 71. Л. 19 об), каковую он занимал затем до 28 сентября 1676 г., когда было «велено быть в знаменщиках старцу Паисею, а ему, Григорию Абрамову, указано быть на Печатном же дворе в прибылых [т. е. сверхштатных] знаменщиках до упалова [т. е. вакантного] места» (Там же. Книга с выписками из указов и дел Печатного двора с 1664 г. № 67. Л. 40 об и 41) (Успенский 1910).

В 1670 г. Григорий Абрамов написал икону «Троица» для Троицкого собора в Верхотурье, на которой имелась следующая надпись: «Сей пресвятый Живоначальныя Троицы образ благословением и помощью того самого Отца и Сына и Святаго Духа, истиннаго Бога нашего и государя нашего царя и великаго князя Алексия Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, написан во царствующем Богоспасаемом граде Москве иконописцем Григорием Аврамовым и поставлен в Богоспасаемом граде Верхотурье в сий соборной Пресвятыя Живоначальныя Троицы церкви, во славу Пресвятаго и велелепнаго Ея имени в лето от создания мира [7178], а от воплощения Слова [1670] при протопопе тоя святыя церкви Алексие Михайлове» (Приходы и церкви 1901:177). (К. Н.)

В мае 1677 г. Григорий Абрамов получил 1 руб. 15 алт. за рисунки евангелиста Луки и трех заставок, которые затем были вырезаны, вероятно иеромонахом Иосафом, для Евангелия 1677 г. (Архив Московской Синодальной типографии. Расходная книга № 74. Л. 249 и 258).

В августе 1679 г. Абрамов назнаменил 24 слова на досках грушевого дерева, а в феврале следующего года назнаменил 27 «прописных грушевых же слов» (Там же. Расходная книга № 78. Л. 150 и 326) (Успенский 1910). Н. П. Собко различает двух иконописцев: Григорий Аврамов, московский кормовой иконописец, который расписывал Архангельский собор в 1660 г., и Григорий Аврамов, рисовальщик Московского печатного двора. Кроме тех работ, которые перечисляет А. И. Успенский, он приписывает второму Аврамову исполнение на грушевой доске изображения Ефрема Сирина для его книги 1647 г., резанное Федором Ивановым Поповым (Собко 1893).

Расшифровка сокращений имен авторов словаря:

Библиография:

Забелин 1850:28, 712; Ровинский 1856:126; Румянцев 1870:Б15; Ровинский 1870:374–375, 367; Викторов 1883:440; Собко 1893:22–23 (Аврамов); Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1901:177; Успенский 1910:119.

Расшифровка сокращений в библиографическом списке:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.