Наверх (Ctrl ↑)

Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Деисусный чин


12

10

4

2

3

5

7

9

11

13

17
  1. Богоматерь [1502 г.]
  2. Иоанн Предтеча [1502 г.]
  3. Архангел Михаил [1502 г.]
  4. Архангел Гавриил [1502 г.]
  5. Апостол Петр [1502 г.]
  6. Апостол Павел [1502 г.]
  7. Василий Великий [1502 г.]
  8. Иоанн Златоуст [1502 г.]
  9. Григорий Богослов [1502 г.]
  10. Николай Чудотворец [1502 г.]
  11. Святой Георгий [1502 г.]
  12. Дмитрий Солунский [1502 г.]
  13. Апостол Андрей [1490-е годы (?)]
  14. Даниил Столпник [Первая половина — середина XVI в.]
  15. Симеон Столпник [Первая половина — середина XVI в.]

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 334
¦
278. Чин деисусный1.

1 В 1918–1919 гг. семнадцать деисусных икон этого чина, куда кроме перевезенных в ГТГ шести досок входили Спас (средник), апостол Андрей, Георгий, Иоанн Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Симеон Столпник, Никола, Даниил Столпник, Григорий Двоеслов и архангел Гавриил, были изъяты из церкви Рождества Богородицы и хранились в двух комнатах монастырского корпуса вместе с местными и пророческими досками (ОР ГТГ, 68/59). Таким образом, деисусный чин первоначально состоял из семнадцати икон. Неизвестно, относятся ли все они к 1500–1502 гг. В 1958 г. из надвратной церкви Ферапонтова монастыря в ГРМ вывезены шесть икон (архангел Гавриил, Георгий, Григорий Двоеслов, Василий Великий, Иоанн Златоуст и Симеон Столпник). Теперь в надвратной церкви остались: Спас, апостол Андрей, Иоанн Богослов, Никола и Даниил Столпник.

1500–1502 годы. Дионисий с сыновьями Феодосием и Владимиром.

Фигуры в рост. Богоматерь плавно наклонила голову, кисть ее левой руки выступает на золотом фоне, заходя на боковое поле. Полы мафория спадают складками, образующими внизу уступы. Иоанн Предтеча изображен в милоти и гиматии, доходящих до колен его обнаженных ног. Поза повторяет композицию Предтечи на Васильевском чине. Архангел Михаил идет, слегка склоняясь, с зерцалом и мерилом в руках. Конец гиматия развевается перед ним. Апостол Петр широко шагает вперед. Это движение подчеркнуто контуром его отставленной назад правой ноги. В его окутанной гиматием левой руке — свиток. Пола гиматия развевается позади. Поза апостола Павла симметрична композиции фигуры Петра. В руках Павла — лежащее горизонтально Евангелие, которое он поддерживает перед грудью. Юный Дмитрий Солунский выступает, изящно склоняясь и раскрыв ладони на уровне пояса. Он облачен в расшитые золотом, жемчугом и драгоценными камнями одежды. В парных иконах (у Богоматери и Предтечи, у апостолов Петра и Павла) цвета ритмически чередуются. Гамме коричневых и зеленых тонов на иконе Богоматери отвечает сочетание зеленоватой охры гиматия и темно-бирюзового тона милоти в изображении Предтечи. Таково же сопоставление цвета на иконах Петра и Павла: темная, насыщенная гамма красок у Павла и контрастирующие ей светлые, холодные оттенки у Петра. Вохрение плавью, золотистой охрой, с подрумянкой, по оливковому санкирю. Движки белильные, в виде трех-четырех параллельных мазков. Волосы писаны охрой по коричневой и зеленой рефти. Краски одежд: красная (светлая, вишневого яркого оттенка), сине-голубая, зеленовато-синяя, коричневая, охра желтая и зеленоватая, а также темно-зеленая. Пробела прозрачные, более светлого оттенка, или плотные, другого цвета. Позем зеленовато-синий, исполненный вертикальными мазками жидкой краски. Фон и поля золотые, нимбы обведены черной полосой (у Богоматери и Предтечи она утрачена, осталась двойная графья), надписи черные. Вверху и внизу красная опушь. На обороте иконы апостола Павла, над верхней шпонкой находится надпись сажей: «Сию икону Святаго апостола Павла обложил Юрьи Сидоров»2. с. 335
с. 336
¦

2 Царский дьяк Юрий Сидоров упоминается в двух грамотах 1551 и 1553 гг. («Акты, собранные... археографической экспедицией Академии наук», т. 1, Спб., 1836, № 177 и 230). В псковской книге евангельских чтений 1463 г. (ГПБ, Погод. 18) на л. 169, во вкладной записи 1563 г. указано, что этот же дьяк Юрий-Софоний Сидоров поставил образ князя Всеволода-Гавриила над гробом его в Троицком соборе в Пскове ( Е. Э. Гранстрем, Описание русских и славянских пергаментных рукописей, Л., 1953, стр. 65).

Доски липовые, шпонки врезные, сквозные. Паволока, левкас, яичная темпера.

Происходит из церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, близ города Кириллова. Иконы, по-видимому, были написаны одновременно с фресками 1500–1502 годов.

Иконы Павла, Предтечи, Петра, Богоматери и голова архангела Михаила раскрыты в 1930 году в Ферапонтовом монастыре реставраторами ЦГРМ П. И. Юкиным и Е. А. Домбровской.

Иконы архангела Михаила (окончание расчистки) и Дмитрия Солунского раскрыты в ГТГ в 1934 году Е. А. Домбровской.

Поступили из церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в 1933 году, через музей Кириллова Белозерского монастыря. с. 336
 
¦


 Лазарев 2000/1 

  
 с. 371 
¦
127. Мастерская Дионисия. Деисусный чин: Богоматерь. Иоанн Предтеча. Архангел Михаил. Архангел Гавриил. Григорий Богослов. Дмитрий Солунский

1502 год. 155×62; 157×60; 157×60; 157×66; 157×59; 157×60. Третьяковская галерея, Москва (Богоматерь, Иоанн Предтеча, Архангел Михаил, Дмитрий Солунский) [28627, 28628, 28631, 28632]. Русский музей, Ленинград (Архангел Гавриил, Григорий Богослов) [3090, 3089].

Из иконостаса собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Деисусный чин состоял из пятнадцати фигур, ныне хранящихся в Третьяковской галерее, Русском музее и Кирилловском историко-художественном музее. Сохранность хорошая. Незначительные утраты красочного слоя, тонированные при реставрации. На сильно потертых золотых фонах следы от гвоздей оклада. Большинство фигур восходит к рублевским прорисям, что лишний раз указывает на преемственность традиций в искусстве Дионисия и мастеров его круга.  с. 371 
  
¦

Литература