Наверх (Ctrl ↑)

Деисусный чин из Углича (Москва, конец XV в., ГТГ)

  1. Иоанн Предтеча [Конец XV в.]
  2. Архангел Михаил [Конец XV в.]
  3. Архангел Гавриил [Конец XV в.]
  4. Апостол Павел [Конец XV в.]
  5. Апостол Петр [Конец XV в.]

 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 349
¦
289. Чин деисусный.

Конец XV века. Московская школа.

1 Записаны, есть пробная расчистка.

Фигуры в рост. Вохрение плавью по оливковому санкирю, жидкой золотистой охрой. У Павла темно-зеленый хитон и красновато-коричневый, с зелеными притенениями гиматий. У Иоанна темно-зеленая власяница и зеленовато-желтый, с красными описями складок гиматий. Фон светлый, зеленовато-голубой, облачный. Нимбы узкие, золотые. Поземы высокие, исчерна-зеленые. Поля охряные. Краски темные, рдеющие, сочетающие изумрудно-зеленые, алые и зеленовато-охряные оттенки. Композиции и колорит с некоторыми вариантами схожи с чином Ферапонтова монастыря (см. № 278).

Доски липовые с ковчегом, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера.

Происходят частью из Угличского музея (инв. 21447, 21450, 21458), частью из ГИМ (инв. 14794 и 147262).

2 Несколько икон из этого чина хранятся в ГИМ.

По сведениям Ю. А. Олсуфьева, иконы Угличского музея поступили туда из городской старообрядческой моленной, куда, по преданию, попали из Спасо-Преображенского собора в Угличском кремле. Собор этот первоначально построен в конце XV в. угличским князем Андреем Горяем (1462–1491). Собор был перестроен в начале XVIII в.: именно тогда деисусный ряд обветшавшего старого собора был заменен новым. Таким образом, иконы из Углича и ГИМ относятся ко времени Андрея Горяя, чему не противоречит их стиль. Быть может, они были написаны в Угличе.

Поступили в 1934 году из Угличского музея и в 1930 году из ГИМ. с. 350
 
¦


Литература