Наверх (Ctrl ↑)

Годовая минея для церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в Санкт-Петербурге

Св. Андрей Критский
М. И. Дикарев
Св. Андрей Критский
Музей истории религии
Конец XIX в.
Святитель Михаил, митрополит Киевский
М. И. Дикарев
Святитель Михаил, митрополит Киевский
Гос. Эрмитаж
Начало XX в.
Святой Антоний Печерский
М. И. Дикарев
Святой Антоний Печерский
Гос. Эрмитаж
Начало XX в.
Крещение
Мастерская М. О. и Г. О. Чириковых
Крещение
Музей истории религии
1903 г.

 ПЭ-14 2006 

С 80-х гг. XIX в. до 1903 г. Дикарев с Чириковым работали над серией икон-святцев (т. н. годовая минея, включавшая более 350 образов, в наст. время — в ГЭ, ГРМ и ГМИР) для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в С.-Петербурге. В составе этой наиболее значительной группы произведений Дикарева — иконы-пядницы «Прп. Антоний Печерский» (ГЭ), «Блгв. кн. Василий Ярославский» (ГМИР), «Прп. Тит» (1891, ГРМ), «Блгв. кн. Мстислав Владимирович» (1892, ГЭ), «Прп. Михей Радонежский» (1893, ГРМ), «Свт. Михаил, митр. Киевский» (ГЭ), «Свт. Иона, митр. Московский» (ГРМ), «Прп. Арсений Комельский» (ГРМ) и др. (подписи мастера, как правило, помещены на нижнем поле слева, возле лузги). За эту работу Дикарев получил звание поставщика двора вел. кн. Сергея Александровича.

При создании святцев было разработано новое стилистическое направление, получившее широкое распространение в московских иконописных мастерских, основанных выходцами из Мстёры. Рассчитанное на взыскательного заказчика, оно ориентировалось на принципы строгановского письма, давая им совр. интерпретацию с учетом некоторых с. 690
с. 691
¦
формальных приемов академической живописи. Его отличает тщательное миниатюрное письмо с проработкой мельчайших деталей, повышенная декоративность, интерес к пейзажному фону и изысканной орнаментике одежд, богатый чистый колорит с обильным использованием золота и серебра.


Литература