▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
по группам (деисусные, праздничные чины и др.)

Деисус из собрания В. А. Бондаренко


2

1

3
  1. Господь Вседержитель [Первая треть XVI в.]
  2. Богоматерь [Первая треть XVI в.]
  3. Иоанн Предтеча [Первая треть XVI в.]

 Иконы из частных собраний 2004 

18. ДЕИСУС

Первая треть XVI века
Москва.
26.7 × 20,8 см (Вседержитель), 26,8 × 21,0 см (Богоматерь), 26.7 × 21,0 (Иоанн Предтеча)
Дерево, левкас, темпера; серебро, басма, чеканка, скань
[Собрание В. А. Бондаренко]

Происхождение: Приобретены в п. Шексна (Вологодская область) в 2002 году.

Сохранность: На иконе Вседержителя значительные утраты левкаса вокруг головы, на нижнем поле с заходом на средник, частично на левом и верхнем полях, восполненные новым грунтом с восстановлением живописи и тонировками. Мелкие выкрошки красочного слоя и потертости по всей поверхности. Басма на нижнем поле восполнена. На иконе Богоматери почти полностью утрачен древний фон и поля, кроме левой верхней части средника. Во время реставрации подведен новый грунт, цвет фона и полей реконструированы. Авторские контуры фигуры не сохранились. Мелкие выкрошки красочного слоя, восполненные мастиковками. Басма на нижнем поле восполнена. На иконе Иоанна Предтечи значительные утраты фона и нижнего поля до доски, выкрошки по контурам головы и фигуры. Подведен новый грунт с восполнением и частичной реконструкцией живописи. Авторский слой потерт, мелкие утраты и выкрошки красочного слоя на лике и волосах. Басма на нижнем поле и частично на фоне реконструирована.

Реставрация: Раскрыты до поступления в коллекцию, вторично реставрированы М. М. Бушуевым (живопись) и Д. В. Красильниковым (басма) в 2002 году. с. 199
с. 200
¦

К иконографическим особенностям поясного деисусного чина относятся богатое одеяние Христа, разворот фигуры и асимметричность черт лика. Необычны положение рук Богородицы, жест Предтечи и рисунок складок его плаща.

Художественное решение, высокое качество живописи и обработки досок и басмы указывают на столичное происхождение памятника. Для московского искусства первой трети XVI столетия характерны объемная пластика фигур с лежащими по форме драпировками, техника многослойного личного письма, мягкий колорит, использование разноцветных притенений. Пробела, положенные на лики во время одного из старых поновлений и усиленные тогда же цвета искажают образы, и создают впечатление более позднего времени их создания. По-видимому, они были написаны в первые десятилетия XVI века и происходят из великокняжеской среды.

Поясные деисусные чины пядничных размеров были одним из самых распространенных комплексов икон, которые в качестве богатых вкладов дарили в крупные монастыри и храмы. Бытование публикуемых икон на Шексне, высокий художественный уровень их исполнения, серебряное убранство не противоречат этой традиции. Возможно, они были посланы из Москвы в один из пользовавшихся покровительством великокняжеского и царского дома монастырей Вологодской земли.

И. А. Шалина


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.