▲ Наверх (Ctrl ↑)
по группам (деисусные, праздничные чины и др.)

Церковь Николы Гостинопольского монастыря. Деисусный чин


8

4

2

3

5
  1. Богоматерь [Ок. 1475 г.]
  2. Иоанн Предтеча [Ок. 1475 г.]
  3. Архангел Михаил [Ок. 1475 г.]
  4. Архангел Гавриил [Ок. 1475 г.]
  5. Апостол Петр [Ок. 1475 г.]
  6. Иоанн Златоуст [Ок. 1475 г.]

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

  
 с. 150 
¦
101. Чин деисусный.

Около 1475 года1. Новгородская школа.

1 Колокол церкви Николы в Гостинополье (село Гостинополье, близ порогов в верхнем течении р. Волхова) имеет вкладную надпись 1475 г. Дата связана, по-видимому, с устройством монастыря. Этим временем датируются фрески церкви и иконы иконостаса (см. В. Н. Лазарев, Искусство Новгорода, М.—Л., 1947, стр. 120, примеч.).

Древний иконостас церкви Николы в 1764 г. был заменен новым. Иконы первоначального иконостаса обнаружены в этой церкви в 1914 г. Н. Репниковым и художником-реставратором Г. О. Чириковым. Спас — средник деисусного чина — был вделан в новый иконостас. От праздничного и пророческого чинов оставалось по семи икон. Первоначально, по мнению Н. Репникова, праздники с пророками были написаны на одной доске. Впоследствии, видимо в половине XIX в., их распилили на две части (Н. Репников, Памятники иконографии упраздненного Гостинопольского монастыря. — В кн.: «Известия Комитета изучения древнерусской живописи», вып. 1, Пг., 1921, стр. 19). В настоящее время из этого иконостаса в собрании ГРМ находятся «Битва новгородцев с суздальцами» (Држ 2129) и царские врата (Држ 2661). Кроме того, в собрании ГТГ хранятся иконы: Жены Мироносицы (см. № 99), Пророк Даниил (см. № 98) и Успение (см. № 100).

Фигуры в рост. Вохрение по оливковому санкирю, плотной охрой с яркими пятнами подрумянки. Движки многочисленные, резкие. Краски одежд коричневые, киноварные, желтые и зеленые. Складки одежд выполнены прямыми, тонкими, темно-коричневыми и белильными линиями. Фоны и поля золотые. На верхнем и нижнем полях киноварная опушь. Нимбы прографлены четырехлепестковыми розетками.

Доски липовые, шпонки врезные, односторонние. У иконы Богоматери доска сосновая. Боковые поля опилены. Иконы Иоанна Предтечи и архангела Гавриила на обороте обуглены от пожара.

Происходит из церкви Николы бывш. Гостинопольского монастыря (упразднен в XVIII в.).

Поступили из ЦГРМ в 1930 году.  с. 150 
  
¦

 Лазарев 2000/1 

  
 с. 243 
¦
56. Архангелы Михаил и Гавриил

Около 1475 года. 146×53; 146×54. Третьяковская галерея, Москва [22290, 22288].

 с. 243 
 с. 244 
¦

Боковые поля икон архангелов (кроме левого поля на иконе архангела Михаила) опилены. Входили в состав деисусного чина, от которого до нас дошли иконы Богоматери, Иоанна Предтечи, апостола Петра и Иоанна Златоуста (все в Третьяковской галерее). К этому же ансамблю принадлежали царские врата, икона пророка Даниила и, вероятно, «Крещение» и «Вход в Иерусалим» в собрании П. Д. Корина (Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина, № 8, с. 34–35, ил. 22, 23; с опиленными верхними полями, 58×45,5 и 54×43). Из Гостинопольского монастыря происходят еще следующие иконы: в Третьяковской галерее — «Жены Мироносицы» (Лазарев В. Н. Новгородская иконопись, с. 37, табл. 56; 80×59) и «Успение» (Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи, т. I, № 100, с. 149–150; 117×92) и в Русском музее — «Битва новгородцев с суздальцами» (Onasch K. Ikonen, Taf. 42). Для типов архангелов ср. иконы в Третьяковской галерее (Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи, т. I, ил. 61 [Архангел Михаил], 64 [Архангел Гавриил]) и иконы из Муромского монастыря на Онежском озере в Русском музее (Смирнова Э. С. Живопись древней Руси. Находки и открытия, табл. 7 [Архангел Гавриил]). В Новгороде чиновые фигуры отличались большой стабильностью, что говорит об использовании художником прорисей — практика, хорошо известная и Москве.  с. 244 
  
¦

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.