1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
60. ИКОНЫ ПРАЗДНИЧНОГО ЧИНА
1670-е годы
Ярославль
Дерево, левкас, темпера
[Собрание М. В. Е.]
а) РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
70.3 × 65,3 см
б) ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ
70.4 × 64,2 см
в) ПРЕПОЛОВЕНИЕ
70.0 × 65,0 см
г) БОГОЯВЛЕНИЕ
70.4 × 65,0 см
д) ПРЕОБРАЖЕНИЕ
69,7 × 65,0 см
е) РАСПЯТИЕ
70.0 × 61,0 см
ж) ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ
70.0 × 64,4 см
з) УСПЕНИЕ
69.5 × 65,5 см
Происхождение: Вывезены из Ярославской области. Приобретены в Москве в 2003 году.
Сохранность: Все иконы опилены по верхнему и нижнему полям. Крупные левкасные вставки на полях. Незначительные утраты левкаса и реставрационные вставки в средниках. Небольшие утраты красочного слоя по всей поверхности, затонированные на отреставрированных иконах. Потертость золота.
Реставрация: Реставрированы Н. В. Дунаевой в 2003–2004 годах. Часть икон находится в процессе реставрации.
Иконография праздников в целом характерна для второй половины XVII века. В иконе «Троица Ветхозаветная» использован древний дорублевский извод, часто встречающийся в ярославских и костромских иконах XVII века: крылья центрального ангела подняты и раскрыты, он изображен фронтально, с благословляющей правой рукой.
Стиль письма может быть связан с ярославской художественной традицией третьей четверти XVII века. Иконы имеют широкий круг стилистических аналогий среди произведений иконописи и монументальной живописи Поволжья, ближайшая из которых — комплекс праздников неизвестного происхождения в собрании Ярославского художественного музея68. Особенности колорита и мягкая скругленная манера письма ликов позволяют уточнить датировку 1670-ми годами.
68 Сохранилось четыре иконы этого комплекса — «Рождество Христово», «Вход в Иерусалим», «Преображение» и «Сошествие во ад». Воспр.: Кузнецова О. Б., Федорчук Л. В. Иконы Ярославля 16–19 веков: Каталог выставки. М., 2002. № 21–24.
Н. И. Комашко