Наверх (Ctrl ↑)

Высоцкий деисусный чин (из Высоцкого монастыря в Серпухове)


6

4

2

1

3

5

7
  1. Спас Вседержитель [1387–1395 гг.]
  2. Богоматерь [1387–1395 гг.]
  3. Иоанн Предтеча [1387–1395 гг.]
  4. Архангел Михаил [1387–1395 гг.]
  5. Архангел Гавриил [1387–1395 гг.]
  6. Апостол Петр [1387–1395 гг.]
  7. Апостол Павел [1387–1395 гг.]

Название и датировка чина связаны с событиями жизни его заказчика - игумена серпуховского Высоцкого монастыря Афанасия (старшего). В 1387 году он сопровождал митрополита Киприана в Царьград, где затем поселился в Студийском монастыре. Посланные им из Константинополя (Царьграда) иконы поступили в монастырь еще при жизни его преемника, игумена Афанасия младшего (то есть до 18 сентября 1395 года, даты смерти последнего).

В своих работах Алпатов и Лазарев сравнивали Высоцкий чин со знаменитым Звенигородским чином работы Андрея Рублева.

При том интересе, который господствовал в кругу московских художников к византийскому искусству, трудно себе представить, чтобы они прошли мимо того факта, как получение Высоцким монастырем большого греческого чина, состоящего не менее чем из семи икон. Не исключена возможность, что среди пришедших полюбоваться на новые памятники греческого мастрества находился и юный Андрей Рублев. Поэтому особенно интересно сравнить его ... Звенигородский чин с Высоцким чином. Это сопоставление позволит нам более четко наметить различие путей развития русской и византийской живописи в конце XIV - начале XV веков и показать, как и в каком направлении переработал Рублев византийское наслединие. [Лазарев 1971, стр. 367]

Тип лица в обеих иконах общий: тонкий нос, мелкие глаза, маленькие губы. Но в византийской иконе выпуклость форм подчеркнута пробелами, румянцем щек. У Рублева они неосязаемы, предельно одухотворены. Художник легко обозначает черты лица, откуда впечатление ангельского целомудрия и нежности [Алпатов 1978, стр. 12]. Сравните лики ангелов из обоих деисусов.


Литература