Наверх (Ctrl ↑)

Спасо-Преображенский собор в Твери. Пророческий чин (так называемый «Кашинский»)


4

2

1

3

5

6
  1. Богоматерь Знамение [Середина XV в.]
  2. Царь Давид [Середина XV в.]
  3. Царь Соломон [Середина XV в.]
  4. Пророк Даниил [Середина XV в.]
  5. Пророк Иаков [Середина XV в.]
  6. Пророк Иезекииль [Середина XV в.]

Данный пророческий чин входил в состав иконостаса, от которого до нашего времени также дошли деисусный и праздничный ряды. К этому чину относятся еще три иконы, хранящиеся в ГРМ и находящиеся под записью (данные из каталога [Попов, Рындина 1979]): «Пророк Иеремия», «Пророк Исаия» и «Пророк Моисей».

[Попов, Рындина 1979]: Вывезены эспедицией Музейного отдела Наркомпроса РСФСР из Воскресенского собора в Кашине в 1919 г. [Данные о более ранней истории икон можно посмотреть на страницах, посвященных Деисусу и «праздникам».]

Иконы пострадали от неоднократных чинок, особенно от ремонтов 1884 г. и 1913 г. Красочный слой местами смыт до грунта; имеются значительные позднейшие вставки последнего. Особенно сильны утраты двух центральных икон — «Богоматери Знамение» и «Царя Давида».

Из икон пророческого чина сдержанностью и приглушенностью цвета выделяется «Иаков».


 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 252
¦
88-91. Чин пророческий

Середина XV века. Тверь
Происходит из Спасо-Преображенского собора города Твери1

1 Поступили в Краеведческий музей города Кашина в 1919 г. из кашинского Воскресенского собора, а оттуда в 1940 г. были переданы в Русский музей.

Комплекс икон пророков из иконостаса Спасо-Преображенского собора Твери представляет собой один из самых ранних и наиболее полно сохранившихся пророческих чинов XV века. Помимо представленных на выставке икон «Царь Давид», «Царь Соломон», «Пророк Даниил» и «Пророк Иезекииль», в его состав входят иконы: «Пророк Иаков», «Пророк Иеремия», «Пророк Исайя», «Пророк Моисей» (ГРМ). Средник чина — икона «Богоматерь Знамение» (ГТГ). Неизвестно, насколько полно сохранился этот чин, но в начале XVII века его составляли девять указанных икон.

Появление пророческих чинов в иконостасах древнерусских храмов относят, на основании сохранившихся памятников, к началу XV века. Изображения пророков размещались в верхних регистрах фресковых росписей церквей. В настоящее время известны иконостасные пророческие чины XV века из иконостасов

Во всех перечисленных комплексах представлены поясные изображения пророков. В XVI веке появляются полнофигурные иконописные пророческие чины. Состав чинов XV и последующих столетий не был строго регламентирован. Программа каждого ансамбля составлялась, по-видимому, индивидуально: не известны пророческие чины, полностью повторяющие друг друга. Порядок расположения пророков в чине также не был строго закреплен.

Основное содержание икон пророческого яруса иконостаса заключается в выражении догмата о воплощении Христа, изложенного в текстах-предсказаниях пророков Ветхого Завета и в их толкованиях. В своих писаниях пророки славили Марию как «телесный храм» Божественной Премудрости, непосредственный источник земного явления Христа. Поэтому в центре чина помещалось изображение Богоматери в образе Оранты с полуфигурой Христа Эммануила на груди, получившее в русской иконографии наименование «Богоматерь Воплощение», или «Богоматерь Знамение». Эпитет «Знамение» основан на предсказании пророка Исаии, в полной мере выражающем содержание этого ряда иконостаса: «...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7 : 14). Параллельно существовала традиция размещения в центре пророческого чина изображения царя-пророка Давида, в более скрытой форме отображавшего идею прообразования Христа в Ветхом Завете. Полнее раскрыть идею прорицания персонажами Ветхого Завета грядущего воплощения Бога Слова были призваны тексты пророчеств, начертанные на свитках в их руках, или реже атрибуты-символы, олицетворяющие эти пророчества. Иконы пророческих чинов размещались в иконостасах над иконами праздников и тем самым зримо представляли связь Ветхого и Нового Завета.

Литература

И. Соловьева с. 252
 
¦


Литература