▲ Наверх (Ctrl ↑)
по группам (деисусные, праздничные чины и др.)
Другие языки

Церковь Успения в селе Волотово под Новгородом. Праздничный чин


1

2

3

4

5
  1. Сретение [1470–1480-е годы]
  2. Преображение [1470–1480-е годы]
  3. Воскрешение Лазаря [1470–1480-е годы]
  4. Сошествие во ад [1470–1480-е годы]
  5. Успение [1470–1480-е годы]

Ниже цитируются:
 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

 
с. 249
¦
30. Праздничный чин: Сретение; Преображение; Воскрешение Лазаря; Сошествие во ад; Успение
(стр. 93–98, 170–173; илл. стр. 95, 444–449)
Новгородский музей, инв. 7583, 7580, 10913, 2179, 3770
Вторая половина XV в.

«Сретение» — 90 × 58;
«Преображение» — 88 × 57;
«Воскрешение Лазаря» — 89,5 × 60;
«Сошествие во ад» — 89,5 × 59,5;
«Успение» — 90,5 × 56.

Происхождение. Из церкви Успения на Волотовом поле. В Новгородский музей поступили оттуда в 1926 г. Кроме издаваемых пяти икон тогда в церкви Успения было обнаружено еще четыре праздника: «Благовещение», «Распятие», «Вход в Иерусалим» и «Крещение»1 (местонахождение неизвестно).

1 См.:

  • Е. И. Силин, Н. А. Реформатская, Н. Е. Мнева. Краткий путеводитель по древнерусской станковой живописи и шитью Новгорода и Пскова. [Сост. в 1925 г.]. ГТГ, Отдел рукописей, ф. 68, д. 341;
  • Н. Г. Порфиридов. Живопись Волотова. — «Новгородский исторический сборник», 7. Новгород, 1940, с. 64.

Размеры рассматриваемого праздничного ряда свидетельствуют, что иконы написаны не для волотовской церкви. Наличие «Благовещения» и «Успения» дает возможность предположить существование первоначального чина, состоявшего не менее чем из двенадцати праздников.

Кроме перечисленных, сохранившихся и пропавших, это должны быть: «Рождество Христово», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа». Именно такой состав имел праздничный ряд XIV в. в Софийском соборе2, и, по-видимому, он был принят в Новгороде за образец. Приблизительная длина первоначального волотовского чина — около 7 м (средняя величина иконы по ширине — 58 см, икон — 12, весь ряд — 696 см). Расстояние между северной и южной стенами в восточной части по линии алтаря в церкви Успения равняется 604 см3. с. 249
с. 250
¦

3 См. обмеры церкви Успения на Волотовом поле в научном архиве СНРПМ в Новгороде, № 73. Макарий ([1860], 1, с. 575) приводит размер 3 сажени 2 вершка, т. е. около 650 см.

Как видно, в данном пространстве могло разместиться только 9 или 10 икон шириной 58–60 см. Следовательно, волотовские праздники попали сюда из другого места. Согласно свидетельству Н. Г. Порфиридова, иконостас церкви Успения был сборным4. Кроме неполного праздничного ряда, в нем находился деисусный чин позднего провинциального письма. Появление такого иконостаса могло быть следствием поздних перестроек, например после пожара 1825 г.5 Во время Великой Отечественной войны волотовские иконы были вывезены оккупантами. Возвращены в 1946 г. В 1947–1957 гг. находились на реставрации в ГЦХРМ и на хранении в ГИМ. В 1958 г. переданы в Новгородский музей.

4 Н. Г. Порфиридов. Живопись Волотова. — «Новгородский исторический сборник», 7. Новгород, 1940, с. 65.

Раскрыты с 1926 по 1931 г. реставратором Новгородского музея Н. Е. Давыдовым6.

6 Отчет Новгородской реставрационной мастерской за 1931 г. — ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 205; Дневник научной командировки в Новгород Ю. А. Олсуфьева, 1931 г. — ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 357. Л. М. Глащинская [1938] указывает иной период реставрации волотовских икон — 1936–1937 гг.

Доски липовые, каждая из двух частей, с двумя односторонними несквозными шпонками. Ковчег, паволока.

Сохранность. Золотой фон и красочный слой с мелкими утратами. На иконах «Сретение», «Сошествие во ад», «Преображение», «Воскрешение Лазаря» не сняты поздние записи на полях, по контурам одежд и архитектуры, на нимбах. Оставлены контрольные участки поздних живописных слоев на иконе «Сошествие во ад» справа, на горке, и на «Преображении» слева, на поле.

Описание.

«Сретение». Слева Богоматерь с младенцем Христом, пророчица Анна со свитком и Иосиф с жертвенными птицами идут к храму. На пороге, у высокого кивория, стоит Симеон Богоприимец, протянув покрытые руки к Христу. С крыши храма переброшен велум к киворию на стене, замыкающей церковный двор. Надпись на фоне киноварью:

Над фигурой Богоматери:

«Преображение». В центре Христос в белых одеждах с розовыми и голубыми тенями. Правой рукой он благословляет, в левой держит свиток. Фигура его окружена круглой, состоящей из четырех концентрических голубых и зеленых кругов «славой» с золотым ассистом. Слева от Христа — пророк Илья, справа — Моисей со скрижалями. Три луча, нисходящих от «славы», направлены к поверженным апостолам. Петр — справа на коленях, поднял руку; Иоанн падает, отвернувшись, с его ноги слетел сандалий; Иаков упал навзничь, закрыв лицо руками. Средняя часть «горок» — зеленая, по сторонам скалы желтые и розовые. Надписи киноварью:

«Воскрешение Лазаря». Христос в зеленовато-синем гиматии и лилово-розовом хитоне изображен с группой апостолов слева. Правую руку он протянул к Лазарю, в левой держит свиток. Лазарь и иудеи справа. Один из слуг держит пелены Лазаря, закрывая нос рукавом. Юноша отодвигает крышку саркофага. К ногам Христа припали сестры Лазаря, Мария в красном и Марфа в зеленом мафории. На втором плане горы, за которыми видна зубчатая стена. Надпись киноварная, сохранилась фрагментарно:

Над изображением Христа черные буквы:

«Сошествие во ад». На поверженных вратах ада, на краю пещеры стоит Христос, обращенный влево. Фигура его в круглой зелено-голубой «славе» с золотым ассистом. Правой рукой Христос держит Адама, в левой — восьмиконечный крест. За Адамом стоят пророки: Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча. Ева находится справа, за ней Моисей со скрижалями и группа праведников, в том числе Авель. На втором плане горки, слева лилово-серая, справа — желтая. В пещере изображены дверные ключи, замки, пружины и топор.

Надпись киноварная:

Над изображением Христа киноварные буквы:

«Успение». Богоматерь в лилово-коричневом мафории и зеленовато-синем хитоне лежит на ложе, у изголовья горят две свечи. Христос в охристых с золотым ассистом одеждах обратил лицо к Богоматери. В руках у него «душа» в виде младенца. Ореол Христа с сонмом ангелов, миндалевидный, наверху красный херувим. Справа и слева святители, по двое с каждой стороны, и два ангела. Перед ложем представлено чудо с неверным Авфонией. На втором плане две постройки: базилика (справа) и здание с плоской кровлей и портиком (слева).

Цветовая гамма иконы включает многочисленные оттенки сиреневых, желтых, зеленых и красных цветов. Надпись киноварная:

Моделировка ликов на всех иконах светлая, санкирь светло-коричневый, с оливковым оттенком. «Оживки» — белилами, неяркие тонкие, имеется подрумянка. Контуры коричневые.

Фон, поля, нимбы золотые; нимб Христа крестчатый. На торцовых полях розовая опушь. Поземы зеленые с орнаментом «ковриком».

Иконография.

Иконографическая схема «Сретения»7 — Богоматерь с младенцем Христом, пророчица Анна и Иосиф находятся слева, Симеон Богоприимец — справа, алтарь отсутствует или оттеснен на второй план — подобна тому изводу, который принят

а впоследствии —

В новгородском искусстве эта схема встречается

с той, однако, разницей, что во фреске младенец изображен в руках у Симеона. с. 250
с. 251
¦

7 О сюжетной основе и иконографии «Сретения» см. кат. № 11 и приведенную там литературу.

8 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 9.

10 М. В. Алпатов. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977, табл. 45.


[Илл. с. 251] Сретение. Фреска художника Каллиергиса в церкви Христа Спасителя в Веррии, Греция. 1315 г.

Эта асимметричная схема «Сретения» восходит к раннепалеологовской традиции:

а также сохраняющие эту традицию росписи Югославии и Греции

Начиная с 1408 г.

в московском искусстве принимается иная, симметричная схема «Сретения», встречающаяся в новгородских памятниках —

11 Σ. Πελεϰανιδις. Καλλιέργης ὅλησ Θετταλίασ ἄριστοσ ζωγρᾶϕοσ. Ἀϑῆναι, 1973., πιν. 4.

12
  • В. Ђурић. Византиjске фреске у Jугославиjи. Београд, 1975, с. 88–89;
  • B. Ђурић. Мали Град — св. Атанасиjе у Костуру-Бориjе. — «Зограф», 6. Београд, 1975, с. 48, табл. 42, 43.

13 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 124, 155.

Отличительным признаком волотовской иконы, по наблюдению Э. А. Гордиенко, является киворий на стене слева. Его изображение имеет символическое значение. Вместе с велумом, переброшенным от крыши базилики, киворий подразумевается как сень небесная, под которой в самом центре стоит Богоматерь с младенцем Христом. Ее фигуре отведена главная композиционная и смысловая роль, в чем выражено представление о Богоматери как об олицетворенном храме, в котором пребывает воплощенный Логос.

Ближайшая иконографическая аналогия волотовскому «Преображению»14

14 Сюжетная основа «Преображения» — Матфей, 17, 4–8; Марк, 9, 2–9; Лука, 9, 28–36. Об иконографии см.:

15 Г. В. Попов. Живопись и миниатюра Москвы середины XV — начала XVI века. М., 1975, табл. 27.

В «Воскрешении Лазаря»16 использована привычная схема, где Христос с апостолами располагается слева, иудеи и Лазарь — справа. Развитие этого типа в Новгороде может быть прослежено

Композиция волотовской иконы полностью воспроизведена

что свидетельствует о существовании своего иконографического канона в Новгороде в XV в.

16 О сюжетной основе и иконографии «Воскрешение Лазаря» см. кат. № 11.

17

В композиции «Сошествие во ад»18 среди характерных для развитого XV в. черт следует отметить расположение Адама и Евы по двум сторонам, многочисленность фигур. Такая же схема принята

Между тем

«Сошествие во ад» изображается уже иначе. Новгородский мастер придерживался старого образца.

18 О сюжетной основе и иконографии «Сошествия во ад» см.:

  • H. Aurenhammer. Lexikon der christlichen Iconographie. Bd. I (Lief. 1–5). Wien, 1960–1965, 3, S. 232–249;
  • «Reallexikon zur byzantinisches Kunst». Herausgegeben von K. Wessel. Unter Mitwirkung von M. Restle. Bd. I– III (Lief. 1–24). Stuttgart, 1963–1978, Sp. 142–148 (E. Lucchesi Palli);
  • «Lexikon der christlichen Ikonographie». Herausgegeben von E. Kirschbaum. Bd. I. Rom, Freiburg, Basel, Wien, 1968, 1, Sp. 201–218 (P. Wilhelm); [1970], 2, Sp. 322–331 (E. Lucchesi Palli);
  •  Э. С. Смирнова. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века. М., 1976, №№ 8, 26;
  • S. Dufrenne, R. Stichel. Inhalt und Ikonographie der Bilder. — «Der serbische Psalter». Faksimile-Ausgabe des Cod. Slav. 4 der Bayerischen Staatsbibliothek München. Textband. Herausgegeben H. Belting. Wiesbaden, 1978, S. 214.

20 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 27. В иконах из Тихвина и из Благовещенского собора форма «славы» миндалевидная, а не круглая.

21 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 125, 146.


[Илл. с. 256] Иконостас церкви Двенадцати апостолов в Новгороде. Фото И. Барщевского. 1909 г. Негатив Гос. музея архитектуры имени А. В. Щусева

Особенность волотовского «Успения»22 — изображение эпизода с отсечением рук Авфонии: эта сцена нередко изображается в больших храмовых или «местных» иконах и менее характерна для икон праздничного ряда. Другой особенностью является присутствие четырех святителей (Иерофея, Тимофея, Иакова «брата Господня», Дионисия Ареопагита) вместо двух или трех обычно помещаемых. Эти четыре фигуры видим в Новгороде

Схема волотовского «Успения» нашла широкое применение в Новгороде:

иконы XVI в. —

22 О сюжетной основе и иконографии «Успения» см.:

23

27 См. фотографию иконостаса церкви Двенадцати апостолов. — Фотоархив ЛОИА АН СССР. 0–491–26; II–68093; III–8756; III–477. См. также илл. стр. 256.

Как известно, на протяжении XV в. в русском искусстве происходит изменение иконографии некоторых евангельских сцен. Одни из них — «Преображение», «Воскрешение Лазаря» — получили новую форму уже в иконостасе московского Благовещенского собора 1405 г.; другие — «Сретение», «Сошествие во ад» — в иконостасе Успенского собора во Владимире 1408 г. и Троицкого собора в Загорске 1425–1427 гг. с. 251
с. 252
¦
Волотовские праздники ориентируются в каждом случае не на новые, а на старые схемы, восходящие к искусству XIV в. «Успение», извод которого не дает материала для решительных суждений, также отчасти связано с памятниками XIV в. — фигуры четырех святителей. Иконы из Волотова свидетельствуют об устойчивости ранних иконографических традиций в новгородском искусстве XV в.

Датировка и атрибуция.

Иконы до сих пор остаются малоизученными. В. Н. Лазарев [1969] относит их к 60-м годам XV в. В. К. Лаурина [1970] считает волотовские иконы классическими произведениями второй половины XV в. В последних работах она определяет их как памятники 80–90-х годов XV в., перечисляя в качестве датирующих признаков «характер трактовки лица, моделировку удлиненных фигур и складок одежд» («Живопись древнего Новгорода и его земель» [1974], с. 16, 57), Э. А. Гордиенко относит волотовские праздники к 50-м — 60-м годам XV в. В настоящем издании принята широкая датировка икон. В стилистической эволюции они занимают место между датированными новгородскими памятниками середины столетия и произведениями конца XV в. (ср., с одной стороны, шитье эпохи Евфимия II, фрески Сергиевской церкви 1459 г., а с другой — Софийские таблетки и иконы 1497 г. из Кирилло-Белозерского монастыря, кат. №№ 64–66).

Высокое качество волотовских икон выдает принадлежность этих памятников к мастерской архиепископского двора. Последнее подтверждается также сходством с Софийскими таблетками.

Выставки.

Литература.

с. 252
 
¦


 Лазарев 2000/1 

  
 с. 243 
¦
52. Сретение. Преображение

70–80-е годы XV века. 90×58; 88×57. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород [7583, 7580].

Из церкви Успения в селе Волотово под Новгородом. [В эту же серию икон входят «Воскрешение Лазаря», «Сошествие во ад» и «Успение».] Сохранность хорошая, кроме незначительных утрат на полях. Орнаментальная разделка позема типична для новгородских икон зрелого и позднего XV века. Показательна и более дробная трактовка лещадок горок. Все это говорит о тяготении к «украшенной» форме. В иконах первой половины XV века все более скупо и просто. Не исключена возможность, что в состав утраченного деисусного чина Волотовской церкви входила икона апостола Петра, ныне хранящаяся в Национальном музее в Стокгольме (Kjellin H. Ryska ikoner i svensk och norsk ägo, Taf. 21). Она обнаруживает большую стилистическую близость к «праздникам». Для «Преображения» ср. таблетку из собрания П. Д. Корина (Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина, № 5, с. 31–32, ил. 16; [Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. М., 1977, табл. XII]).  с. 243 
  
¦

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.