▲ Наверх (Ctrl ↑)
по группам (деисусные, праздничные чины и др.)

Походная церковь (ГТГ, ок. 1589 г.)


8
  1. Богоматерь Знамение. Воскрешение Лазаря. Вход в Иерусалим. Спас в силах [Ок. 1589 г.]
  2. Царь Давид. Сретение. Богоматерь [Ок. 1589 г.]
  3. Царь Соломон. Распятие. Иоанн Предтеча [Ок. 1589 г.]
  4. Исаия. Крещение. Архангел Михаил [Ок. 1589 г.]
  5. Иезекииль. Сошествине во ад. Архангел Гавриил [Ок. 1589 г.]
  6. Даниил. Рождество Христово. Апостол Петр [Ок. 1589 г.]
  7. Гедеон. Вознесение. Апостол Павел [Ок. 1589 г.]
  8. Иеремия. Благовещение. Василий Великий [Ок. 1589 г.]
  9. Иаков. Успение. Никола [Ок. 1589 г.]
  10. Моисей. Троица. Иоанн Златоуст [Ок. 1589 г.]
  11. Аввакум. Преображение. Григорий Богослов [Ок. 1589 г.]

 Антонова, Мнева 1963 

Походная церковь

Около 1589 года.1 Вологда.

1 Датируется по надписи на обороте № 12778 [«Царь Давид. Сретение. Богоматерь»].

Церковь трехъярусная2, состоящая из одиннадцати частей.

2 Размещение композиций на каждой доске указывается сверху вниз: сначала пророки из пророческого ряда, затем праздники из праздничного и, наконец, составные части деисусного ряда.

Краски прозрачные, яркие; в горячем колорите сопоставляется пламенеющая киноварь с исчерна-синими и зелеными тонами. Вохрение желтой охрой по коричневому санкирю.

В иконографии и композиции ряд интересных особенностей: Богоматерь держит развернутый свиток с надписью, в которой молит «за святейшия патриархи, и за цари, и за царицы, и за всех православных христиан». В Сретении Симеон стоит на двухступенном амвоне. В Благовещении архангел изображен прыгающим из облака, согнув правую ногу в колене. Богоматерь читает книгу, лежащую на столе, за которым она сидит. В Троице у всех ангелов — крещатые нимбы; все они руками касаются трех чаш; композиция ориентирована по горизонтали; у среднего ангела крылья подняты вверх. В Распятии кровь из пригвожденных ног течет на череп Адама; вверху — затмившееся солнце и луна, в виде зеленого и красного дисков с профильными изображениями. В Вознесении над Богоматерью изображено облако со следами ног вознесшегося Христа. В Успении душа на руках Христа изображена стоящей на запеленутых ножках. В Преображении круглая слава — темно-зеленая, облачная, а алая звезда — фигурная, восьмиконечная. Апостолы стремглав летят вниз, Петр внизу стоит на четвереньках.

Доски сосновые, шпонки врезные, встречные. У № 12776 [«Иаков. Успение. Никола»], 12781 [«Иеремия. Благовещение. Василий Великий»] и 12782 [«Моисей. Троица. Иоанн Златоуст»] — доски липовые, у № 12778 [«Царь Давид. Сретение. Богоматерь»] на обороте надпись продольная: «Архиепископа Ионы Вологоцкого»3. Левкас, яичная темпера.

3 Архиепископ Иона Вологодский хиротонисан из архимандритов Владимирского Рождественского монастыря в 1588 г.; с мая 1589 г. — архиепископ. В 1603 г. переведен в Ростовскую епархию. В 1604 г. «отошел на покой» во Владимирский Рождественский монастырь, «где обещася». Погребен в Ростовском соборе.

Поступила из ГИМ в 1930 году.

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.