▲ Наверх (Ctrl ↑)
по группам (деисусные, праздничные чины и др.)

Деисусный чин XV в. из новгородской церкви Власия


5

2

1

3

4
  1. Спас на престоле [Вторая половина XV в.]
  2. Богоматерь [Вторая половина XV в.]
  3. Иоанн Предтеча [Вторая половина XV в.]
  4. Архангел Гавриил [Вторая половина XV в.]
  5. Апостол Петр [Вторая половина XV в.]

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

 
с. 255
¦
33. Деисусный чин: Спас на престоле; Богоматерь; Иоанн Предтеча; Архангел Гавриил; Апостол Петр
(стр. 108, 167; илл. стр. 462–466)
Новгородский музей, инв. 2825, 11165–11168.
Вторая половина XV в.

«Спас на престоле» — 152,5 × 108;
«Богоматерь» — 152,5 × 53;
«Иоанн Предтеча» — 152,5 × 53,5;
«Архангел Гавриил» — 152 × 54;
«Апостол Петр» — 153 × 51.

Происхождение. О происхождении чина есть три версии. По первой, основанной на устных сведениях, иконы считались деисусным чином церкви Петра и Павла в Кожевниках1. Однако на предалтарных столбах этого храма, возведенного в 1406 г., сохранились следы первоначальных тябел иконостаса, расстояние между которыми равно 147 см, т. е. оно на 5 см меньше высоты издаваемых икон. Вторая новгородская летопись сообщает о пожарах 1548 г. и 1552 г. в церкви Петра и Павла, в результате которых два раза выгорали иконы2. Созданный заново иконостас XVI в. сохранился почти полностью до наших дней3. Следовательно, иконы Новгородского музея происходят из какой-то другой церкви. По второй версии, чин Новгородского музея — из церкви Двенадцати апостолов. Действительно, в 1915 г. в Древлехранилище поступили иконы из церкви Двенадцати апостолов, в том числе деисусный чин4. Имеются снимки иконостаса этой церкви, выполненные И. Ф. Чистяковым в 1903 г.5 и И. А. Барщевским в 1910 г.6 На них хорошо виден деисусный чин под потемневшей олифой и прописями. По иконографической схеме он полностью совпадает с чином Новгородского музея. Однако в отличие от последнего на иконах церкви Двенадцати апостолов не обрублены поля; размеры этих икон, приведенные в «Отчете за 1915 год», на 4 см больше по высоте, чем у икон Новгородского музея. Вероятно, чин из церкви Двенадцати апостолов погиб во время Великой Отечественной войны (илл. стр. 256). В научной литературе7 и реставрационных отчетах8 имеются сведения о происхождении чина Новгородского музея из церкви Власия. О замечательных чиновых иконах из церкви Власия говорит мимоходом Л. М. Глащинская9. Н. Г. Порфиридов в устной беседе также высказывал предположение, что рассматриваемый деисусный чин происходит из церкви Власия. Это предположение наиболее вероятно, однако оно требует документального подтверждения.

2 «Новгородская вторая (архивская) летопись». — «ПСРЛ», 30. М., 1965, с. 151, 183.

3 Хранится в фондах Новгородского музея.

4 «Отчет Новгородского церковно-археологического общества за 1915 г., третий год существования». — «Новгородские епархиальные ведомости», 1916, с. 891.

5 Ленинградское отделение Института археологии АН СССР, фотоархив, 0–491–26; II–68093, III–8756, III–477.

6 Гос. научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, научная фототека, № 2299.

8 ВХНРЦ, научный архив, №№ 971–974.

9 Л. М. Глащинская. Пережитки дохристианских верований в новгородском искусстве XIV века. — «Новгородский исторический сборник», 3–4. Новгород, 1938, с. 127.

Если рассматриваемый чин происходит из церкви Власия, то в Новгородский музей он поступил в 1930-х годах вместе с другими иконами этой церкви10. Во время Великой Отечественной войны был вывезен оккупантами. Возвращен в 1946 г. После войны до 1957 г. находился на реставрации в ГЦХРМ и на хранении в ГИМ. В 1958 г. возвращен в Новгородский музей.

10 Л. М. Глащинская. Пережитки дохристианских верований в новгородском искусстве XIV века. — «Новгородский исторический сборник», 3–4. Новгород, 1938.

Из церкви Власия происходит икона «Власий и Спиридон», храмовая (ГИМ, кат. № 45).

Раскрытие. Точных сведений о начале расчистки не имеется. Если иконы происходят из церкви Власия, то их раскрытие было начато в мастерской Новгородского музея в 1930-х годах, когда там работал Н. Е. Давыдов. Окончательное раскрытие произведено в ГЦХРМ в 1948–1949 гг. Л. Ивановой11.

11 ВХНРЦ, научный архив, № 988–а, б, в.

Доска «Спаса на престоле» состоит из трех частей, у остальных икон — из двух. Все доски липовые, шпонки односторонние, несквозные. Обороты закрашены серой краской. Ковчег, паволока.

Сохранность. На лике Спаса, возможно, смыты верхние лессировочные слои. Имеются многочисленные мелкие утраты красочного слоя, они всюду затонированы. Серебряные сапожки и каймы одежд Гавриила являются поздними записями. Боковые поля на всех иконах обрублены.

Описание.

Фигуры в рост. Христос изображен в лилово-розовом хитоне и сине-зеленом гиматии. Правой рукой он благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие. Престол полукруглый с резной спинкой, на подлокотниках горят светильники, на сидении красная и зеленая подушки. Престол и подножие с золотым ассистом. Богоматерь в лилово-коричневом мафории, хитон и чепец сине-зеленые. Иоанн Предтеча в желтом хитоне и сине-зеленом гиматии. Архангел Гавриил в красном хитоне с серебряными орнаментированными каймами по подолу и оплечью (возможно, слегка поновлены). Гиматий оливково-зеленый. Сапожки серебряные (поздние) с цветными вставками. В правой руке архангела сфера с монограммой X, в левой — мерило. Крылья оливково-коричневые с голубыми подпапортками. В волосах бело-голубые тороки. Апостол Петр в зеленом хитоне с клавом и в желтом гиматии. В левой руке у него развернутый свиток.

Моделировка ликов светлая, теплого тона, имеется подрумянка, санкирь оливково-коричневый, белильные «оживки» легкие, тонкие.

Контуры коричневые, оливково-зеленые.

Фон, нимбы, поля золотые. На торцовых полях киноварная опушь (внизу осталась лишь на иконах Спаса и Богоматери). На нимбах прографленный орнамент в  с. 255
с. 257
¦
виде четырехлепестковых цветов, обводка нимбов представляет концентрические окружности с точечным рядом. Позем зеленый двух оттенков, с темными травами. Хорошо видна подготовительная графья.

Надписи на фонах киноварью:

Надписи на Евангелии Христа и свитке апостола Петра черные. На Евангелии:

(Матфей, 16, 24–25).

На свитке:

(Матфей, 16, 13–16; Марк, 8, 29; Лука, 9, 20).

Иконография.

Состав рассматриваемого деисусного чина в настоящем своем виде неполон: недостает икон «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Чин состоял, таким образом, не менее чем из семи икон. Общая длина такого «Деисуса» была немного более 4 м. Однако расстояние между южной и северной| стенами по ширине алтаря в новгородских церквах XV в., как правило, не менее 7 м. В церкви Власия, откуда, возможно, происходит деисусный чин, эта ширина равняется 11 м 60 см. Здесь могло разместиться около 20 икон, средний размер которых по ширине равен 53 см и центральной иконы «Спаса» — 108 см. Правда, иконостас мог быть первоначально разомкнутым, как, например, в Успенском соборе во Владимире12. Тогда пространство, в котором он должен был находиться, составляло 7 м 10 см. В нем размещается около 13 подобных икон.

Если деисусный чин действительно происходит из церкви Власия, то следует учесть указание А. В. Грищенко о том, что в этой церкви были иконы как «Апостол Павел», так и «Григорий Великий»13. Парной «Григорию», как правило, была икона «Никола», и обе они по порядку располагались после икон «Василия Великого» и «Иоанна Златоуста». Сопоставляя эти данные с размерами храма, можно предполагать, что деисусный чин не заканчивался изображением святителей и что за ними следовали, по крайней мере, еще две иконы, возможно с изображениями мучеников Георгия и Димитрия. Подобный состав деисусного ряда часто встречается в XV в.14 Примеры таких комплексов в Новгороде:


[Илл. с. 256] Иконостас церкви Двенадцати апостолов в Новгороде. Фото И. Барщевского. 1909 г. Негатив Гос. музея архитектуры имени А. В. Щусева

В Новгороде известны, правда, видимо, уже в более позднее время, и особые варианты деисусных чинов, например с включением изображений евангелистов и местных святых, как в церкви Двенадцати апостолов15.


[Илл. с. 257] Спас на престоле. XV в. Новгородский музей

Иконографические схемы отдельных икон традиционны для новгородского искусства (см. кат. №№ 8, 32, 37, 55). Своеобразен текст на Евангелии Спаса.

Датировка и атрибуция.

В. Н. Лазарев [1969] относит чин к середине XV в., а Э. А. Гордиенко [1978] — к середине — третьей четверти столетия. В. К. Лаурина [1970] и Г. В. Попов [1979] определяют его как памятник второй половины XV в. В настоящем каталоге предлагается датировка второй половиной XV в. как наиболее широкая.

Литература.

с. 257
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.