▲ Наверх (Ctrl ↑)
по группам (деисусные, праздничные чины и др.)

Деисусный чин из Муромского монастыря на Онежском озере (Новгород, вторая половина XV в., ГРМ)


3

1

2
  1. Архангел Михаил [Вторая половина XV в.]
  2. Архангел Гавриил [Вторая половина XV в.]
  3. Апостол Петр [Вторая половина XV в.]
  4. Апостол Павел [Вторая половина XV в.]

Ниже цитируются:
 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

 
с. 261
¦
37. Деисусный чин: Архангел Михаил; Архангел Гавриил; Апостол Петр1
(стр. 108–109, 167–168; илл. стр. 470, 471)
ГРМ, инв. 3106–3108.
Вторая половина XV в.

Архангел Михаил — 132 × 50,5;
Архангел Гавриил — 129 × 50,5;
Апостол Петр — 132,5 × 48.

1 Икона «Апостол Павел» из этого чина (ГРМ, инв. 3109) сохранилась фрагментарно.

Происхождение. Из Муромского монастыря на Онежском озере (Пудожский район Карельской АССР). Поступил в ГРМ в 1957 г. (привезен экспедицией Музея). Согласно Повести о Лазаре Муромском2, сохранившейся в списках XVII–XVIII вв., монастырь основан в XIV в. пришедшим с Афона иноком Лазарем. Эта Повесть считается некоторыми авторами подложной, составленной лишь в XVII в. с целью доказать древность монастыря и его права на земельные владения3. От XV в. о монастыре есть лишь некоторые упоминания4, первые документальные свидетельства относятся к XVI в.5 Находка в монастыре новгородского деисусного чина XV в. свидетельствует, что в этом столетии монастырь уже бесспорно существовал и был достаточно крупным. По описям XVI в., там были деревянные церкви Успения, Иоанна Предтечи с трапезной, а также церковка «Лазорь святый на гробищах» (в 1628 г. храм назван церковью Воскрешения Лазаря, позже — церковью преподобного Лазаря). Издаваемый деисусный чин происходит, вероятнее всего, из  с. 261
с. 262
¦
главной, Успенской церкви (как и еще одна икона XV в. — «Иаков, Никола и Игнатий Богоносец» в ГРМ, см. кат. № 53). Деисусный чин и Царские врата Лазаревской церкви относятся к XVI в. (Музей-заповедник «Кижи»)6.

3
  • С. Н. Валк. Начальная история древнерусского частного акта. — «Вспомогательные исторические дисциплины». М.–Л., 1937, с. 301–303.

Возражения:

  • М. Н. Тихомиров. О частных актах в древней Руси. — «Исторические записки», 17. М., 1945, с. 226.

Монастырские документы изданы:

4 Ссылки на документ 1483 г. в грамоте 1538–1539 гг. («Материалы по истории Карелии XII–XVI вв.» Под ред. В. Г. Геймана. Петрозаводск, 1941, с. 131–143).

5 Надпись на сохранявшемся в монастыре колоколе 1508 г. ( К. Петров. Муромский монастырь. — «Олонецкий сборник. Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края», II. Петрозаводск, 1886, с. 109–110); Писцовая книга 1563 г. («Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг.» Л., 1930, с. 201).

Раскрыт в ГРМ: иконы архангелов в 1957–1958 гг. Н. В. Перцевым, икона апостола Петра в 1958 и 1968 гг. Н. В. Перцевым и в 1971 г. М. Г. Малкиным (тонировки).

Доски. Каждая икона на липовой доске, из двух частей, с двумя односторонними несквозными шпонками. Ковчег, паволока.

Сохранность. Вставки нового левкаса на иконах архангелов (на полях и фоне внизу); вставка с частичным сохранением поздней записи в нижней части иконы архангела Гавриила; на иконе апостола Петра значительные утраты красочного слоя: вставки нового левкаса на хитоне и гиматии, на фоне икона тонирована при реставрации. Торцовые поля слегка опилены.

Описание.

Изображения в рост, на золотых фонах. Все обращены в позах предстояния к несохранившемуся центру чина. В руках у архангелов коричневые посохи и обведенные белильными контурами сферы с хризмами; у апостола Петра — золотой ключ, свисающий на красной тесьме с его левой руки, в которой он держит также белый, развивающийся вверх свиток. У архангела Михаила изумрудно-зеленый хитон и коричнево-красный гиматий. У Гавриила киноварный хитон и зеленый гиматий, написанный в два — тускло и темно-зеленых — тона. Оплечья, подолы и сапожки охряные со штриховкой в виде золотого ассиста. Свисающие концы гиматиев выступают на поля. Крылья желтовато-коричневые с золотисто-желтыми и светло-зелеными подпапортками. Хитон Петра зеленый, гиматий дан в два цвета: в свету он написан яркой оранжеватого оттенка охрой, в тени — коричневый (типа сиены жженой). Обильные высветления на одеждах исполнены разбеленным основным тоном. Графичные линии складок того же тона.

Лики, руки и ноги объемно и мягко моделированы плотной, золотистого оттенка охрой с обильной подрумянкой по оливковому санкирю. Оживки немногочисленные, крупные.

Нимбы золотые с тройной графьей и «канфаренными» точками. На нимбе Петра сохранился прографленный орнамент из крестовидных золотых розеток. У архангелов этот орнамент мельче и выполнен особым наложением золота. Все нимбы выступают на верхние поля. Поземы зеленые в два тона с «ковриком». Киноварная опушь по торцовым полям (у архангела Гавриила не сохранилась).

Надписи на фоне были киноварными (не сохранились). Надпись черная на свитке Петра:

Иконография.

О деисусных чинах в новгородской иконописи XV в. см. кат. № 4, 8. Иконографические схемы сохранившихся от чина икон типичны для новгородского искусства второй половины XV в. См. особенно

Обращает на себя внимание повторение текста на свитке Петра в новгородских деисусных чинах второй половины XV в.:

В более ранней провинциально-новгородской иконе из карельского села Вегорукса, конца XIV–XV в. (ГРМ) дается иной текст: «От Петрова посланья сборънаго» (см.: Э. С. Смирнова [1976], № 32).

Датировка и атрибуция.

Все авторы относят чин к новгородской иконописи второй половины XV в. Комплекс одновременен чину из Власьевской церкви (?), Новгородский музей (кат. № 33), и создан, безусловно, ранее чина из Гостинополья, ГТГ (кат. № 55), а по мнению В. К. Лауриной, немного ранее чина из церкви в Гавриковом переулке (ГТГ, кат. № 32). Наиболее близкая стилистическая аналогия чину Муромского монастыря — «Параскева и Анастасия» из собрания Н. П. Лихачева (ГРМ, кат. № 38).

Существует предание об игумене Муромского монастыря Афанасии, жившем не ранее середины XV в. и особо чтившемся в монастыре; его называли основателем монастыря, вслед за игуменом XIV в. Лазарем7. Возможно, заказ деисусного чина новгородским мастерам связан с именем Афанасия. О контактах монастыря с Новгородом говорит данная грамота 1483 г. Панфила Селифонтова8, богатого «житьего человека», известного по нескольким новгородским документам9. В окрестностях Муромского монастыря были владения крупных новгородских монастырей — Юрьева и Хутынского10. По сведениям XVII в., в Юрьеве монастыре изготовлялись иконы для одного из сел в окрестностях Муромского монастыря11.

Выставки.

Литература.

с. 262
 
¦


 Русские монастыри 1997 

Все святые представлены в позе предстояния и обращены к несохранившемуся центру чина — «Спасу на престоле» или «Спасу в силах». Икона «Апостол Павел» (ДРЖ-3109) из этого чина сохранилась фрагментарно. Весь чин и иконы иконостаса были соотнесены в интерьере храма с его размерами. Судя по стилистическим и композиционным особенностям, иконы были выполнены в одной из лучших новгородских иконописных мастерских. Возможно, заказ икон новгородским мастерам был сделан игуменом Муромского монастыря Афанасием в середине XV века. (A. Мальцева)

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.