Наверх (Ctrl ↑)

Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Пророческий чин 1497 года


1

2

3

4

5

6

7

8
  1. Аввакум, Иеремия, Иона [Ок. 1497 г.]
  2. Нафан, Аггей, Самуил [Ок. 1497 г.]
  3. Михей, Илия, Гедеон [Ок. 1497 г.]
  4. Даниил, Давид и Соломон [Ок. 1497 г.]
  5. Иезекииль, Исаия, Иаков [Ок. 1497 г.]
  6. Осия, Амос, Софония [Ок. 1497 г.]
  7. Елисей, Захария, Иоиль [Ок. 1497 г.]
  8. Малахия и Наум [Ок. 1497 г.]

См. также деисусный и праздничный ряды этого иконостаса.


 Русские монастыри 1997 

Иконы из пророческого ряда иконостаса Успенского собора. Около 1497

Появление пророческих чинов в иконостасах древнерусских храмов относится к началу XV века. Основное смысловое значение икон этого яруса заключалось в выражении догмата о Воплощении Христа, изложенного в предсказаниях пророков Ветхого Завета. Тем самым иконы пророческих чинов, размещавшиеся в иконостасах над иконами праздников, зримо представляли связь Ветхого и Нового Заветов. В центре пророческого ряда помещалось изображение царя Давида, который был прообразом и прямым предком Христа, или Богоматери Знамение, наиболее полно представлявшие идею Воплощения Христа.

Состав пророческого чина не был строго регламентирован. Порядок расположения фигур в чине также не был строго закреплен. Первоначально изображения пророков были поясными, с XVI века появляются полнофигурные. Пророков изображали со свитками, содержащими тексты их пророчеств, реже — с иными атрибутами, призванными раскрыть основной смысл их предсказаний.

В иконостасе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря представлен один из ранних и полно сохранившихся пророческих чинов XV столетия. Согласно описям собора XVII–XVIII веков, в его состав входили 9 икон с 26 поясными изображениями пророков; в настоящее время сохранились 8 из них. Средник всего чина составляла икона «Пророки Даниил, Давид и Соломон» (ГТГ), в центре которой помещена фигура царя Давида. (И. Соловьева)

Литература