▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Никола, Богоматерь Знамение, Симеон Столпник, Иоанн Милостивый

Никола, Богоматерь Знамение, Симеон Столпник, Иоанн Милостивый

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XV в.

87 × 60 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14318

Из собрания А. В. Морозова.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

Богоматерь Знамение, с избранными святыми.

Двухрядница. XV век. Новгородская школа.

Фигуры поясные, в фас. В верхнем ряду Никола и Богоматерь, ниже — Симеон Столпник и Иоанн Милостивый. Вохрение по коричневому санкирю ярко-желтой охрой с резкими короткими движками. Цвета одежд желтовато-красные (с голубоватыми пробелами), оливковые, светло-голубые (голубец), желтые, красновато-коричневые. Фон цвета слоновой кости. Опушь на полях и надписи киноварные (поновлены). В левом верхнем углу вставка более позднего времени, задевающая верхнюю часть фигуры Николы.

Доска липовая, с ковчегом, шпонки врезные, односторонние. Левкас, яичная темпера. 87×60.

Собр. А. В. Морозова.

Поступила из ГИМ в 1930 году. [14318]

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982, с. 334-335 

 
с. 334
¦
72. Никола, Богоматерь Знамение, Симеон Столпник, Иоанн Милостивый
(стр. 126, 165–166; илл. стр. 539)
ГТГ, инв. 14318.
Конец XV в.
87 × 60.

Происхождение. Из собрания А. В. Морозова. Поступила в ГТГ из ГИМ в 1930 г.

Раскрытие. Сведений не имеется. Раскрыта до поступления в ГТГ.

Доска липовая, из двух частей, с двумя односторонними несквозными шпонками. Ковчег, паволока.

Сохранность. Большие вставки новой живописи, трудно отличимые от оригинала. Самая крупная — в верхнем ярусе, захватывает голову и плечо Николы, идет вправо до щеки Богоматери. На лике Николы от первоначальной живописи сохранились участки на лбу и бороде. Надписи необычных очертаний, поновлены.

Описание.

Икона двухрядная, с четырьмя поясными изображениями. Вверху слева Никола, благословляющий, с Евангелием, облачен в кирпично-красную фелонь с голубыми бликами, омофор белый. Справа «Богоматерь Знамение» в коричневом мафории и голубых хитоне и чепце, Христос в ярко-желтой одежде. Внизу слева Симеон Столпник, благословляющий, со свитком; подрясник и куколь голубые, мантия оливковая, на правой руке из-под мантии виден розовый рукав. Справа Иоанн Милостивый, благословляющий, с книгой, в голубой фелони и с белым омофором.

Одежды написаны жидкими красками, с контурной обрисовкой складок. Лики, с «нависающими носиками», исполнены одним и тем же приемом, красноватой охрой по коричневому санкирю, с мелкими «движками» и большими черными кружками, которые изображают зрачки.

Нимбы золотые. Фон и поля светлой охры (оттенка слоновой кости), с двойной опушью (желтой и красной). Надписи киноварные, у Николы поздняя, у  с. 334
с. 335
¦
Богоматери, Симеона Столпника и Иоанна Милостивого поновленные:

[]

Иконография.

Каждое из четырех изображений встречается и новгородской иконописи XV в. «Богоматерь Знамение» — символ высшего покровительства Новгороду, напоминающий о прославленной иконе XII в., которая хранилась в Знаменской церкви на Ильине улице1. О поясных изображениях благословляющего Николы, с Евангелием, см. кат. №№ 2, 22, 41, 59, 68, 70. Симеон Столпник изображен отдельно

Иоанн Милостивый — известный персонаж новгородского искусства (см. икону «Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева и Анастасия» из собрания В. А. Прохорова ГРМ (кат. № 44).

Особенность издаваемой иконы — ее четырехчастная композиция (ср. кат. №№ 11, 22), а также изображение «Богоматери Знамение» среди других фигур, а не в верхней зоне иконы (ср. кат. №№ 21, 23, 59).

Сочетание изображений обусловлено, вероятно, заказчиком.

Датировка и атрибуция.

Принято датировать икону первой половиной XV в. (В. Н. Лазарев [1947], [1954]) или XV в. без уточнения (В. И. Антонова, Н. Е. Мнева [1963]). Однако стандартность приемов письма, их «заученность», некоторая вялость заставляют отнести икону ко второй половине — концу столетия. Лики, сходные по типу и приемам, с такими же широкими санкирными тенями вокруг глаз — «Иоанн Предтеча» и «Георгий» на медальоне от выносного креста, в ГРМ (см. кат. № 73).

Литература.

с. 335
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте | Вид интерфейса

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 1198