▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XV в.

147 × 107 см

Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия
Инв. 10922; ДРЖ-148

Икона являлась храмовым образом церкви Кирилла и Афанасия Мало-Кириллова монастыря.

См. в «Галерее»:

 Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 

 
с. 299
¦
62. Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский
(стр. 127–128, 161–165; илл. стр. 129, 504, 505)
Новгородский музей, инв. № 10922.
Конец XV в.
147 × 107.

Происхождение. Из Мало-Кириллова монастыря1. Была храмовой в церкви Кирилла и Афанасия. Храм впервые упоминается под 1196 г.2 В 1562 г. там известен придел Леонтия Ростовского, видимо существовавший и ранее, о нем есть также указания в монастырских описях за 1615 г.3, 1906 г.4 В XIX в. икона уже не была храмовой: ее заменила икона с изображением Кирилла и Афанасия со Спасом в облаках5. Поступила в Новгородское древлехранилище в 1914 г.6 Во время Великой Отечественной войны увезена оккупантами. После возвращения с 1946 г. находилась в ГЦХРМ на реставрации и в ГИМ на хранении. В 1958 г. возвращена в Новгородский музей.

1 ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 442, д. 2652.

4 «Церковная опись Мало-Кириллова монастыря». 1906 г. — Новгородский музей, Научный архив, № 11865.

5 «Опись Мало-Кириллова монастыря за 1881 г.» — Новгородский музей, Научный архив, № 11866, с. 16.

6
  • «Список икон, поступивших в Новгородское древлехранилище». — «Новгородские епархиальные ведомости», 1914, с. 741;
  • «Отчет Новгородского церковно-археологического общества за 1914 г., второй год существования». — «Новгородские епархиальные ведомости», 1915, с. 865.

Раскрыта в 1915 г. П. И. Юкиным7. Повторная расчистка и укрепление произведены в ГЦХРМ Д. М. Тюлиным под руководством Н. Е. Мневой в 1947–1949 гг.

7 «Журнал Новгородского церковно-археологического общества». — «Новгородские епархиальные ведомости», 1915, с. 674.

Доска липовая, из четырех частей, шпонки односторонние, несквозные, стесаны. Ковчег, паволока.

Сохранность. Крупные, в настоящее время затонированные, утраты живописи и грунта в нижней части иконы. Нижнее и боковые поля обрублены. Остатки потемневшей олифы.

Описание.

Фигуры фронтальные, в рост. Слева Кирилл в белой с темно-вишневыми крестами фелони и зеленом с. 299
с. 300
¦
подризнике. На голове белая крестчатая митра. Правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие. В центре Афанасий с Евангелием в белой с черными крестами фелони и светло-оливковом подризнике с белым орнаментом. Справа Леонтий Ростовский в розовой фелони и сине-зеленом подризнике, на голове белый клобук. Правой рукой Леонтий благословляет, на левой держит Евангелие. Омофоры белые с черными и темно-вишневыми (у Афанасия) крестами. Епитрахили, палицы, поручи, оклады Евангелий золотые с «камнями» и «жемчугами».

Лики моделированы светлой охрой с использованием прозрачной подрумянки, что вместе со светлым оливково-коричневым санкирем создает впечатление плавной многослойной живописи.

Фон и поля золотые. Нимбы золотые с прографленным орнаментом в виде четырехлепестковых цветов (у Афанасия — иного рисунка, чем у других), обведены тройной графьей с канфаренными точками. Позем зеленый двух оттенков с травами, орнаментом «ковриком». На верхнем поле сохранилась киноварная опушь.

Надписи на фоне киноварные:

[]

Иконография.

Афанасий и Кирилл Александрийские принадлежат к числу святителей, наиболее почитавшихся в странах византийского круга. Афанасий, епископ Александрийский, — один из главных греческих отцов церкви (IV в., память 2 мая и 18 января), известен как выдающийся теолог и борец с ересью ариан8. Кирилл Александрийский — также епископ Александрии (V в., память 9 июня и 18 января), теолог и борец с ересью несториан9. Уже в древности культ обоих александрийских епископов был объединен, что отразилось в установлении общего дня их памяти — 18 января, не находящем оснований в житиях10.

8
9

Почитание на Руси Афанасия и Кирилла известно уже в XII в.: Кирилловская церковь в Киеве впервые упоминается под 1171 г.11, в Новгороде в 1196 г. строится Кирилловская церковь на Нелезене12. Церковь Афанасия (Александрийского?) стояла в Детинце «за Владычным двором на Буевищи», придел Афанасия был в Знаменской церкви на Ильине улице13. В Первой новгородской летописи под 1239 г. Кирилл и Афанасий названы в числе главных заступников города, защитников от татар14. Кирилл и Афанасий изображаются в византийских храмах среди главнейших церковных иерархов, в алтарной апсиде, с XII в. — в «Поклонении жертве».

На Руси наиболее ранние изображения Кирилла и Афанасия — во фресках XII в. в Кирилловской церкви в Киеве15, среди сохранившихся новгородских произведений — на поле «Николы» 1294 г. из Липенского монастыря (Новгородский музей)16.

Среди новгородских икон XV в. фигуры Кирилла и Афанасия встречаются, кроме издаваемого памятника, на Софийской таблетке (кат. № 63–8б), в начале XVI в. — на иконе из собрания Г. О. Чирикова в ГРМ17. Особый атрибут Кирилла — крестчатая митра — в ранних русских произведениях неизвестен, но он типичен для византийского и южнославянского искусства от конца XIII–XIV в., откуда приходит в русскую живопись.

Леонтий — один из первых епископов Ростова (ум. в 1077 г.), его местное почитание известно с XII в. (обретение мощей в 1164 г.), общерусское — укрепляется в XIV–XV вв., когда в Уставах, Прологах и Минеях появляется его житие18. Его изображение в новгородской живописи (имеется, кроме издаваемой иконы, на Софийской таблетке, кат. № 63–13б) свидетельствует об общерусском характере культа. Сочетание в одной иконе изображений двух выдающихся византийских иерархов и русского святого епископа определено посвящением храма Кириллова монастыря и его придела. Вместе с тем подбор избранных святых подчеркивает духовную значительность изображенных деятелей греческой и русской церковной истории. С точки зрения идейного замысла аналогией иконе из Кириллова монастыря являются «Иаков Иерусалимский, Никола и Игнатий Богоносец» из Муромского монастыря (ГРМ, кат, № 53), избранные святые на Софийских таблетках.

Датировка и атрибуция.

В. К. Лаурина ([1970], [1974]) относит икону к последней четверти XV в., Э. А. Гордиенко — к середине — второй половине XV в. В данном каталоге принята датировка В. К. Лауриной, подкрепляющаяся стилистическими особенностями памятника: характер линии, силуэтность, тип образа говорят о конце XV в. как времени создания иконы. Самая близкая стилистическая аналогия — Софийские таблетки (кат. № 63).

Выставки.

Литература.

с. 300
 
¦




Детали

[A] Святитель Леонтий Ростовский

[B] Святитель Кирилл Александрийский

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 1199