▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Другие языки
Благовещение
Изображения с более высоким разрешением:

Благовещение

Школа или худ. центр: Новгород

Вторая половина — конец XV в.

44 × 34 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14278

Из собрания М. И. Тюлина, затем Л. К. Зубалова.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

Благовещение.

Середина XV века. Новгородская школа.

Богоматерь сидит с пряжей в руке. Перед ней благовествующий архангел. В его левой руке мерило. Сверху на Богоматерь нисходит луч с голубем в круге (Святым Духом). На втором плане два здания эллинистического характера, украшенные широким орнаментальным фризом, и стена между ними. Вохрение по коричневому санкирю, темное с подрумянкой. Движки нанесены резкими, короткими линиями. Красочная гамма темная. Основные цвета: зеленый, сиренево-коричневый, серо-фиолетовый, желтый. Фон и поля золотые. Надписи и опушь на полях киноварные.

Доска сосновая, шпонки врезные, сквозные. Левкас, яичная темпера. 44×34.

Собр. М. И. Тюлина, затем Л. К. Зубалова.

Поступила из ГИМ в 1930 году. [14278]

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 168
¦
54. Благовещение

Вторая половина — конец XV века. Новгород
Дерево, темпера. 44 × 34
Находилась в собрании М. И. Тюлина, затем Л. К. Зубалова
ГТГ, инв. 14278

Икона была раскрыта до поступления в Третьяковскую галерею.

Благовещение представлено на фоне простых кубовидных построек, трактованных традиционно для живописи Новгорода. Богоматерь изображена сидящей. Ее правая рука поднята к груди с вопросительным жестом, выражающим одновременно и покорность воле Божией — «Се раба Твоя...», и удивление — «из бока чиста как могу родить Сына, скажи мне» (Акафист Богородице). Она смиренно склоняется навстречу приближающемуся архангелу. Гавриил плавно шагает с благословляющим жестом правой руки. Наверху в центре помещен сегмент «неба» с нисходящим к Богоматери лучом, в центре которого круг с белым голубем — символом Святого Духа.

В данной иконе Благовещение представлено в иконографическом изводе, более характерном для московской традиции, что подтверждает датировку памятника второй половиной — концом XV века, временем появления в новгородском иконописании московских иконографических схем. Для более ранних новгородских икон показательнее фигура Богоматери, сидящей спиной к архангелу и обернувшейся к нему в резком повороте.

Иконографическая тема Благовещения, восходящая к евангельскому тексту (Лк. 1 : 26–38), трактовалась в православной традиции одновременно и как образ воплощения Христа, и как творческий акт Софии Премудрости Божией, преображающей чистое лоно Девы Марии в свой дом. В нем, как из пурпура, «ткется» плоть Эммануила. Об этом призвана напоминать пурпурная пряжа, которую держит в руках Богородица.

Согласно тексту Акафиста, Богоматерь в Благовещение прославляется как «звездо являющая солнце»; «утробо Божественного воплощения»; «лествище небесная, Ею же сниде Бог»; «мосте преводяй сущих от земли на небо»; «чудес Христовых начало»; «райских дверей отверзение»; «дверь спасения»; «всего мира очищение»; как «премудрости Божия приятелище», «рождшая всех святых святейшее Слово». В то же самое время момент Благовещения — важнейший в священной истории, знаменующий собою смену заветов, переход от закона к благодати.

Литература

Ю. Козлова с. 168
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 1202