▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Другие языки
Троица Ветхозаветная
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Троица Ветхозаветная

Школа или худ. центр: Ростово-Суздальская школа

Начало XIV в.

116 × 87 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 28763

В перевернутом виде на иконе можно увидеть фрагмент изображения неизвестного святого, датируемый XIII веком.

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 207
¦
166. Троица1 Ветхозаветная.

1 По библейскому рассказу (Библия, кн. Бытия, XVIII) в Троице Ветхозаветной Аврааму, сидящему перед своим шатром у дуба Мамврийского, явился Бог в образе трех мужей-странников. Авраам и жена его Сарра оказывают им гостеприимство и предлагают трапезу (еду). Для этого заколот отборный теленок, испечен свежий хлеб. За трапезой происходит беседа, во время которой Бог предрекает Аврааму рождение от Сарры сына Исаака.

Уже в первые века христианства в богословских сочинениях этот эпизод истолковывался как одно из доказательств троичности божества.

В византийской иконографии разрабатывался и библейский рассказ, и догматическое его объяснение. На Руси еще в домонгольский период известны оба варианта. Первоначально в изображении Троицы русские иконописцы следуют тексту книги Бытия и лишь с XV в., после создания Троицы Рублева, получает распространение догматическое толкование темы, выразившееся в сокращенной композиции с тремя ангелами (без Авраама, Сарры и заклания тельца).

В XVI и XVII вв. интерес к подробностям библейского рассказа возрастает. Им придаются черты русского быта. Разрабатывается также и догматический вариант, осложняемый многообразными толкованиями.

Об иконографии Троицы см. М. Alpatоv, La Trinité dans l'art byzantin et l'icone de Roublev. — «Écho d'Orient», 1927, № 146, стр. 150–187; Н. В. Малицкий, К истории композиции ветхозаветной Троицы: — В кн.: «Seminarium Kondakovianum», II, Prague, 1928, стр. 33–46, табл. VI; A. Hackel, Die Trinität in der Kunst. Eine iconographische Untersuchung, Berlin, 1931.

Начало XIV века. Неизвестный святой (фрагмент) XIII века. Ростово-суздальская школа.

Ангелы представлены с трех сторон большого полуовального стола. Средний ангел в крещатом нимбе, с голубым свитком в левой руке превосходит по размерам остальных. Небольшие ангелы, сидящие у концов стола на белых, украшенных красными камнями и жемчугом седалищах, изображены почти симметрично. Схожи их позы и движения, одинаковы голубые хитоны, розовато-сиреневые гиматии и красная обувь. В их левых руках — красные мерила, правые протянуты вперед. У прямого переднего края стола помещены три чаши. Под средней из них, на фоне красновато-коричневой с голубыми описями складок завесы, изображен плохо сохранившийся «Аврамо» с голубым сосудом в руках, стоящий на темно-зеленом поземе. По его сторонам, несколько ниже, помещены охряные прямоугольные клейма с завершением в виде трехлопастной арки. В левом изображен закалывающий тельца «Исако»2, в правом — поясная Сарра, месящая тесто. В верхней части композиции представлены: высокое башнеобразное многоярусное здание, тонкое дерево с тройной кроной в виде больших листьев, серо-голубая двойная скала с крутыми уступами. Вохрение светлой охрой, мазками, по форме. Санкирь коричневый. Краски одежд: зеленые, светло-желтые, красные, фиолетового тона. Нимб ангела, сидящего в центре, голубовато-белый с голубым перекрестьем, украшенным изображением красных камней. Нимбы ангелов, сидящих по сторонам, желтые. Здание написано розовой, красной, зеленой, голубой и желтой красками. Верхние листья дерева с красной сердцевиной, красные купол и барабан, завершающие здание, лежат на вставке левкаса XVII века. Фон сероватого тона (первоначально голубой). Надписи черные и киноварные. На полях остатки охры. Если икону поставить низом вверх, то хорошо видны фрагменты изображения святого (живопись XIII в.), обнаруженные под поземом и завесой композиции начала XIV века. Лицо его написано плотной охрой песочного оттенка по красновато-коричневому санкирю. Хитон светло-коричневый (розоватого оттенка), гиматий — зеленовато-голубой. Пробела наложены широкими параллельными линиями. Фон, по-видимому, был белый.

2 Обычно в композиции Троицы соответственно библейскому тексту изображается не Исаак, а слуга.

Доска липовая, шпонки набивные на кованых гвоздях и две, не доходящие до краев, более поздние. На торцах следы от деревянных гвоздей древних шпонок. Паволока (?), левкас, яичная темпера. 116 × 87. с. 207
с. 208
¦

Раскрыта частично в Ростовском художественном музее в 1926 году Н. И. Брягиным и в 1937 году в ГТГ И. А. Барановым.

Происходит из церкви Козьмы и Дамиана в Ростове Великом. Первоначально на этом месте стояла церковь Живоначальной Троицы (известна с 1207 г.).

Поступила из Ростовского художественного музея в 1936 году. [28763] с. 208
 
¦




Детали:

  1. Слуга, закалывающий тельца

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 1447