▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Рождество Иоанна Предтечи
Изображения с более высоким разрешением:

Рождество Иоанна Предтечи

Двусторонняя икона-таблетка

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XV — начало XVI вв.

24 × 19.5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 22032

Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.

Оборот — Собор апостолов.

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 167
¦
120. Рождество Иоанна Предтечи1. На обороте — Собор апостолов2.

1 В композиции «Рождество Иоанна Предтечи» иллюстрируется евангельская легенда (Лука I, 5–63). В ней рассказывается, что в дни Ирода, царя Иудейского, престарелому священнику Захарии во время службы в храме явился ангел. Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, услышана молитва твоя, и жена твоя, Елизавета, родит сына тебе, и наречешь имя ему Иоанн». Захария не поверил. За это он был наказан немотой до того дня, когда сбудется предсказание. Когда сын родился, Елизавета стала спрашивать отца знаками, как назвать его. Тогда Захария потребовал дощечку, написал: «Иоанн имя ему», и тотчас же получил дар речи. Иконография Рождества Иоанна Предтечи близка к иконографии Рождества Богоматери (см. примеч. 1 к № 16). Обычно в композиции изображается Елизавета, лежащая на ложе, немой Захария, пишущий имя сына, подходящие к ложу девы и сцена купания младенца.

2 Икона XVI века подобной композиции (ГРМ, Држ 1013) имеет надписи: на верхнем поле «Собор святых апостолов», на нижнем поле «Союзом любви связуеми апостоли владущему всеми себе Христу предавше»...

Двухсторонняя таблетка. Конец XV века. Новгородская школа3.

3 По характеру выполнения и оформления таблетка близка к таблеткам № 112, 113, 115.

В центре композиции на высоком ложе лежит Елизавета. Она обращена к Захарии и знаками объясняется с ним. Захария, сидя на ступеньке лестницы, пишет на белой дощечке: «Иоанн имя ему». Слева к ложу подходят девушки. Одна из них держит опахало, другая подносит блюдо с едой. Внизу, впереди ложа, в сцене купания изображены две женщины. Одна стоит с кувшином в руке, другая сидит около чаши с водой с младенцем Иоанном на руках. На обороте поясные фигуры Спаса, Богоматери, Иоанна Крестителя и двенадцати апостолов, обрамленных стилизованными ветвями с. 167
с. 168
¦
с цветами. Вохрение с высветлением по оливковому санкирю. Краски прозрачные, звучные: светлая киноварь, неяркие зеленые оттенки, светло-желтые (по более темному подмалевку) и коричневые. Пробела на одеждах белильные и цветные. Фоны золотые. Надписи красные. На обороте надпись: «Въседе на коня на апостолы своя и прият рукама си узды их».

Холст, левкас, яичная темпера. 30 × 25.

Собр. А. М. и А. В. Мараевых в г. Серпухове.

Поступила из ГФ в Новодевичьем монастыре в 1934 году. [22032] с. 168
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 1607