▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Другие языки
Сретение Господне
Изображения с более высоким разрешением:

Сретение Господне

Первая половина XVII в.

79.5 × 64.5 см

Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия
Инв. И-62; КП-53403/59

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 116
¦
31. Сретение

Первая половина XVII века. Ярославль
Дерево, темпера. 79,5 × 64,5
Происходит, возможно, из Толгского монастыря под Ярославлем1
Ярославский музей, инв. И-62

1 Толгский монастырь основан, по преданию, в 1314 г. на месте явления иконы Богоматери Толгской епископу Ростовскому Трифону (до пострижения в схиму — Прохор, ум. 1328) в княжение св. Давида Федоровича Ярославского.

Сретение входит в ряд важнейших праздников православия. В этот день вспоминаются события принесения Девой Марией и Иосифом в Иерусалимский храм своего первенца и искупительной жертвы — двух голубок. В храме Святое Семейство встречают праведник Симеон и пророчица Анна, прославляющие Христа как Спасителя, явившегося в мир.

Данная икона относится к пространному иконографическому изводу, появившемуся, по-видимому, в кругу строгановских мастеров в конце XVI века и созданному на основе проложных чтений на праздник. В композиции, кроме события, описанного в Евангелии от Луки (Лк. 2 : 22–38), изображены сцены, раскрывающие его глубинный смысл. В нижнем левом клейме изображен Исаия, пишущий книгу пророческих откровений; в нижнем правом клейме — явление ангела Симеону, переводившему Книгу пророка Исаии для египетского царя Птолемея и усомнившемуся в истинности слов «се Дева во чреве приимет», переведя их как «се молодая женщина во чреве приимет». Ангел предсказывает Симеону, что он не умрет до тех пор, пока не примет в руки Предвечного Младенца. В верхнем левом углу — крестное знамение Богоматери: ангел сообщает Марии грядущую судьбу ее первенца — по сути здесь представлен вариант изображения Богоматери Страстной (кат. № 25). Наверху в центре — изображение Троицы в виде Отечества (кат. № 4). В верхнем правом углу показано, как низвергаются при входе в храм Спасителя мира идолы. Созидание Церкви Христом означает разрушение тьмы языческого неведения. В центре нижней части иконы — адская пасть, из которой радостно восстают укрепленные Божией десницей праведники-белоризцы и повергаются дьявол и грешники, что соответствует словам Пролога: «Сей детище смерть попра, диавола одоле, клятву разори».

Сложная многочастная композиция иконы с подчеркнутым выделением главного события — Сретения пронизана идеей осуществления Божьего Промысла.

А. Федорчук с. 116
 
¦


 Похвала Богоматери 2003 

Происходит из Толгского монастыря под Ярославлем (?).
Реставрировалась в 1930 г. в ярославском отделении ЦГРМ.

Праздник Сретения установлен в воспоминание о принесении Младенца Христа в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения (Лк. II, 22–38). По закону Моисея, первенца мужского пола в каждой семье посвящали Богу и приносили за него искупительную жертву — агнца или двух голубиных птенцов. Этому обычаю последовали и Дева Мария с Иосифом Обручником. В храме Святое Семейство встретили старец Симеон и пророчица Анна, что истолковывалось как встреча Ветхого и Нового заветов.

Икона относится к пространному иконографическому изводу, который появился, по-видимому, в кругу «строгановских» мастеров в конце XVI века и был создан на основе проложных чтений на праздник и Акафиста Богоматери. Кроме самого Сретения, здесь изображена и предыстория события. В нижнем левом клейме показан пророк Исайя, пишущий книгу своих откровений. В нижнем правом клейме — явление ангела Симеону, который, по преданию, переводил книгу Исайи для египетского царя Птолемея и усомнился в истинности слов пророка «се Дева во чреве приимет» (Ис. VII, 14), переведя их как «се молодая женщина во чреве приимет». Ангел предсказал Симеону, что он не умрет до тех пор, пока «не увидит Христа Господня» (Лк. II, 26). В верхнем левом углу ангел с крестом в руках сообщает Марии о грядущей судьбе Ее первенца. Наверху в центре изображена Живоначальная Троица — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. В верхнем правом углу располагается сцена низвержения идолов: так отражен в иконографии шестой икос Акафиста Богоматери, повествующий о бегстве Святого семейства в Египет («идолы бо его [Египта], Спасе, не терпяше Твоея крепости, падоша...»). Внизу видна адская пасть с восстающими из нее праведниками-белоризцами и повергнутыми грешниками и дьяволом. Это соответствует словам пророчества Симеона: «се лежит на падение и восстание многих в Израиле» (Лк. II, 34) и тексту Пролога: «Сей детище смерть попра, диавола одоле, клятву разори».

Сложная многочастная композиция иконы, строящаяся вокруг главного события — Сретения, последовательно показывает, как, в соответствии с Божественным промыслом, осуществляются пророчества о Воплощении и жертвенном служении Спасителя.

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 1777