▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Другие языки
Апостол Петр
Изображения с более высоким разрешением:

Апостол Петр

VI в.

Энкаустическая икона
92.8 × 53.1 см

Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет

См. в «Галерее»:

 К истокам 2009 

Апостол Петр

Константинопольский мастер. VI век.
Синай, монастырь Св. Екатерины.
Энкаустика, доска, 92,8 × 53,1 см.

Образ св. Петра, наряду со следующими (Богородица с Младенцем, ангелами и святыми [табл. III], Христос Пантократор [табл. IV], Христос Эммануил [табл. V], Богородица [табл. VI], Свв. Сергий и Вакх [табл. VII]), входит в число ценнейших византийских икон, уцелевших в период иконобочества (726–843).

Величественная фигура святого облачена в широкий паллиум, в правой руке апостол держит три ключа, в левой сжимает крест. Апостол находится перед экседрой, завершающейся искусно выписанным античным карнизом, над которым на темно-синем небесном фоне помещены три медальона. В центральном — лик Спасителя, боковые с трудом поддаются идентификации: справа лик молодой женщины, слева — молодого мужчины. Курт Вaйцман видел в них Богородицу и Иоанна Богослова, Фалла Кастельфранки считает, что это заказчики, имена которых, возможно, были написаны на карнизе, как на иконе «Христос Эммануил» [табл. V].

Особенности композиции иконы объясняются ориентацией на образцы императорского искусства, в частности, на диптихи из слоновой кости, как например диптих консула Анастасия (517 г., Париж, Национальная Библиотека. Кабинет медалей). Диптихи выдавались новоизбранным консулам императорами. В центре изображался консул, восседающий на троне со знаками отличия власти — маппулой (платом) в левой и скипетром в правой руке. В верхней части в трех медальонах изображали императора, императрицу (справа) и второго консула (слева).

Синайская икона представляет св. Петра, исполняющим верховное апостольское служение: ключи и крест заменили имперские символы и являют собой знаки власти, переданной ему непосредственно Христом. По мнению Фалла Кастельфранки, образ Петра указывает на западное происхождение заказа. Возможно, заказчиком была Рустициана, знатная римская женщина, переселившаяся в Константинополь после завоевания лангобардов и знавшая лично Папу Григория Великого. Образ отличают удивительная пластичность и оригинальное цветовое решение, достигнутое с помощью игры светотени и зеленоватых теней на драпировке, руке и лике. Стилистика образа сближает его с иконами «Богородица со святыми» [табл. III] и «Пантократор» [табл. IV]. Ориентация на императорское искусство и высокий уровень исполнения говорят в пользу константинопольского происхождения иконы.

Мария Раффаэлла Менна

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 1883