▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Богоматерь Знамение, с избранными святыми
Изображения с более высоким разрешением:

Богоматерь Знамение, с избранными святыми

Середина XVIII в.

Дерево, темпера
37.8 × 30.6 см

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия
Инв. РБМ 4589

См. в «Галерее»:

 Хохлова 2005 

Происходит из церкви Молчанской Богоматери Югской Дорофеевой пустыни Рыбинского уезда.
Поступила в музей в 1925 году.
Реставрировалась в 1994 году в ЯХМ Т. Л. Шабановой.

Иконографический тип, представляющий Богоматерь с молитвенно поднятыми руками и полуфигурой Христа Эммануила в круглом медальоне (или «славе») на груди, возник в Византии в середине XI века. Главным содержанием этого образа, очевидно, является наглядная иллюстрация догмата Воплощения, показ единства божественной и человеческой природы во Христе. Сам тип изображения Младенца в круглом медальоне-славе восходит, вероятно, к античному обычаю помещать портреты героев на щитах. Поэтому эта иконография связана также с идеей защиты и покровительства, которое Богоматерь оказывает уповающим на Ее чудесную помощь.

Самой ранней сохранившейся иконой этого типа является чудотворная новгородская икона «Богоматерь Знамение» (вторая четверть XII в.) из церкви Спаса на Ильине улице, ныне находящаяся в новгородском Софийском соборе. Эта икона прославилась в 1169 (или 1170) году, во время осады Новгорода суздальской ратью, когда благодаря заступничеству Богоматери новгородцы одержали победу. Празднование иконе было установлено на день Иакова Перского — 27 ноября, хотя чудесное событие произошло 25 января. Образ Богоматери Знамение новгородского извода (с четырьмя приписными святыми на полях) почитался не только в Новгороде: список с новгородской иконы был семейной святыней бояр Романовых. При царе Михаиле Феодоровиче и патриархе Филарете было установлено дополнительное празднование иконе 21 августа / 3 сентября.

Икона из собрания Рыбинского музея несет явственный отпечаток стиля барокко. Фигура Девы Марии написана широко, свободной кистью, испод мафория богато декорирован сочными серебряными листьями, напоминающими морозные узоры. Лики и руки исполнены с почти скульптурной объемностью, телесно и полнокровно. В строгом по своей симметрии и ясности очертаний образе чувствуется стремление к внешнему великолепию. Ближайшей стилистической аналогией рыбинской иконе может служить средник образа Богоматери Знамение первой половины XVIII века из собрания музея «Коломенское»1. Уникальная особенность публикуемой иконы — рокайльные картуши с маленькими фигурами коленопреклоненных святых: Иоанна Воина, Косьмы и Алексия митрополита (слева); Никиты Воина, великомученицы Параскевы и Иоанна (?) (справа).

1 Полякова О. А. Государственный музей-заповедник «Коломенское». Шедевры русской иконописи XVI–XIX веков. М., 1999. Илл. 45.

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 1980