▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Богоматерь Иверская, Богоматерь Боголюбская, Богоматерь «Прибавление ума», Богоматерь Руденская
Изображения с более высоким разрешением:

Богоматерь Иверская, Богоматерь Боголюбская, Богоматерь «Прибавление ума», Богоматерь Руденская

Четырехчастная икона

1780-е годы

Дерево, темпера
30.2 × 24 см

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия
Инв. РБМ 4635

См. в «Галерее»:

 Хохлова 2005 

Поступила в 1921 году из имения Петровское.
Реставрировалась в 1999 году в РГИАХМЗ Е. А. Цаплиной.

Многочастные композиции, соединявшие несколько сюжетов в одной иконе, были достаточно широко распространены в Византии и на Руси (древнейшие примеры такого рода в русском искусстве относятся к XIV–XV вв.). Подобным образом изображались, прежде всего, праздники и другие сюжеты, составлявшие единый литургический цикл или особую богословскую программу. В XVIII–XIX веках, в условиях массового ремесленного производства икон, состав и программу многочастных икон определял, как правило, заказчик. Очень часто это могли быть изображения Богоматери в различных иконографических типах.

В греческой и русской традиции существует несколько разновидностей сказания об Иверской иконе. Два из них были известны на Руси с XVI — начала XVII века, однако наиболее популярным стал третий, напечатанный в 1658 году в книге «Рай мысленный». Согласно ему, в IX веке, в период иконоборчества икона Богоматери была отпущена в море некоей вдовой-гречанкой близ города Никеи. Много лет спустя она появилась у Иверского монастыря на Афоне и сама избрала там место над вратами, обещав монахам свое покровительство. Во время осады обители сарацинами один из воинов пустил стрелу в чудотворный образ, и из ранки на щеке потекла кровь (по другому преданию, рану иконе нанес мечом иконоборец еще до ее прибытия на Афон). В 1648 и 1654 годах в Москву торжественно перенесли два списка (копии) Иверской иконы, один из которых был передан в Новодевичий монастырь, а второй — в основанный патриархом Никоном Иверский монастырь на Валдайском озере. Исключительным почитанием в Москве пользовался еще один список, находившийся в часовне у Воскресенских ворот Китай-города. Поэтому не случайно, что Богоматери Иверской на публикуемой иконе предстоят московские святители Петр, Алексий, Иона и Филипп. Празднование Иверской иконе Божией Матери совершается 12/25 февраля, принесению Иверской иконы Богоматери в Москву в 1648 году — 13/26 октября.

Название «Богоматерь Боголюбская» носили иконы, восходившие к чудотворному образу, который, по преданию, был написан около 1157 года по заказу владимиро-суздальского князя Андрея Юрьевича Боголюбского (около 1111–1174). Этот образ повторяет древний византийский тип ростового изображения Богоматери-заступницы, молящейся Христу за человеческий род. В первой половине XVI века у ног Богоматери стали помещать молящихся и предстоящих святых. Такой вариант иконографии часто называли «Моление о народе». Именно он представлен на публикуемой иконе. Перед Богоматерью преклоняют колена святой князь Андрей Боголюбский, великомученица Варвара и мученица Анисья. Наибольшее число подобных списков встречается в последней четверти XVIII века, что связано со спасением владимирских земель в 1771 году от эпидемии чумы. Надо полагать, в это время была написана и публикуемая икона. Празднование Боголюбской иконе Божией Матери совершается 18 июня / 1 июля.

Чудотворная икона Богоматери «Прибавление ума», написанная на холсте, находится в Покровском храме города Романова-Борисоглебска (сейчас — Тутаев). В литературе XIX века указывается, что в Рыбинске, в Спасо-Преображенском соборе, также имелась икона такого наименования. Особенность этой редкой иконографии заключается в том, что Дева Мария и Христос изображены спеленутыми вместе священническим облачением — фелонью. Ее прототипом послужила чудотворная скульптура Лоретской Богоматери (из местечка Лорето в Италии, 1525 г.). Иконе «Прибавление ума» молились об исцелении от душевной болезни и о помощи в учении детям. Празднование ее памяти — в день Успения Богородицы, 15/28 августа.

Икона «Богоматерь Руденская» была явлена в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии. В 1689 году местный священник перенес икону в киевский женский Вознесенский монастырь. После объединения Вознесенского монастыря с Флоровским в 1712 году чудотворная икона находилась в Казанской церкви Флоровского монастыря в Киеве. Празднование иконе совершается 12/25 октября.

«Четырехчастная» икона написана, вероятно, местным иконописцем, включившим в композицию изображения чтимого в Ярославской губернии образа «Прибавление ума» и местного святого — преподобного Адриана Пошехонского. К 1780-м годам в средней полосе России становится популярным и южнорусский извод — «Богоматерь Руденская». Публикуемая икона по стилю относится к провинциальному варианту барокко. Подобные иконы обычно писались на сине-голубых фонах с розовыми облаками у горизонта и отличались беспокойными заломами золотых складок одежд и щедрой подрумянкой на контрастно исполненных ликах.

На обороте иконы сохранилась надпись чернилами: «КОНСТАНТИНА МИХАЛКОВА БЛАГОСЛАВИЛ ОТЕЦ 27 МАРТА 1865 Г». Константину Михалкову к моменту благословения исполнился год. В том же году и того же числа двумя другими иконами Владимир Сергеевич благословил семилетнего Сергея и четырехлетнего Бориса.

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 1982