▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти

Видение Неопалимой Купины пророком Моисеем

Видение Неопалимой Купины пророком Моисеем
Изображения с более высоким разрешением:


Последняя четверть XVIII в. (около 1778 года?)

Дерево, темпера
49.7 × 63 см

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия
Инв. РБМ 4554

См. в «Галерее»:

 Хохлова 2005 

Происходит из Крестовоздвиженской церкви города Мологи.
Поступила из Мологского краеведческого музея в 1936 году.
Реставрировалась в 2004 году в РГИАХМЗ Е. А. Расторгуевой.

У верхнего края иконы надпись белилами: «ЕГДА МОИСЕЙ ПАСЫ ОВЦЫ ИОФОРА ТЕСТЯ СВОЕГО СВЯЩЕННИКА МАДИАМСКОГО И ГНАШЕ ВЪ ПУСТЫНЮ И ПРИИДЕ В ГОРУ Б(О)ЖИЮ ХОРИВЪ // ЯВИСЯ ЕМУ Г(ОСПО)ДЬ ВЪ ПЛАМЕНЕ ОГНЕННЕ ИЗЪ КУПИНЫ, РЕЧЕ ЖЕ МОИСЕЙ МИМО ШЕДЪ: УВИЖДУ ВИДЕНИЕ ВЕЛИКОЕ СИЕ: ЕГДА ЖЕ ВИДЕ Г(ОСПО)ДЬ // ЯКО ПРИСТУПАЕТЪ ВИДЕТЬ ВОЛЮ ЕГО, Г(ОСПО)ДЬ ГЛАГОЛА: МОИСЕЕ, МОИСЕЕ: ОН ЖЕ РЕЧЕ: ЧТО ЕСТЬ Г(ОСПОД)И: НЕ ПРИБЛИЖАЙСЯ И СНИМИ САПОГИ // ОТ НОГЪ ТВОИХЪ МЕСТО БО НА НЕМЪ ЖЕ ТЫ СТОИШИ ЗЕМЛЯ С(ВЯ)Т(А)Я ЕСТЬ».

Надпись на иконе представляет сокращенный текст III_главы (стихи_1–6) ветхозаветной книги Исход. Слева, перед громадой горы Хорив, на фоне розовых языков пламени темнеет силуэт тернового куста, горящего и не сгорающего. По толкованиям отцов Церкви, в его чудесном явлении Моисею заключен глубокий символический смысл: Дева Мария родила Сына Божия «без истления плоти», подобно не сгорающему в пламени кусту, и огонь Духа Святого, поселившись в Ней, не опалил утробы Пречистой Матери Христа.

Иконописец передает ощущение нестерпимого сияния через жест Моисея: «Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх. III, 6). Пророк изображен не в обычных одеждах, а в короткой белой рубахе пастуха. В этом, как и в присутствии вола и осла, столь же осмысленно созерцающих чудо, как и в Вифлеемской пещере много веков спустя, просматривается параллель с темой Рождества Христова — чудом явления Бога в мир. Искреннее личное переживание чуда не заслоняет от мастера таких существенных деталей, как снятые и расшнурованные сандалии («сними обувь твою с ног твоих» — Исх. III, 5) и ползущая в огонь змея, в которую был обращен жезл Моисея для доказательства того, что Бог отныне не покинет своего пророка (Исх. IV, 2–4).

Анализ живописных приемов позволяет предположить, что икона была написана вторым мастером, работавшим над заказом для Крестовоздвиженского храма совместно с первым.

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 1991