Наверх (Ctrl ↑)

Успение Богоматери

Из праздничного чина

Успение Богоматери
Изображения с более высоким разрешением:

1560-е годы (?)

79.1 × 64 см

Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия
Инв. И-909; КП-53403/810

Из праздничного чина иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря (?) в Ярославле.

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 358
¦
135. Успение Богоматери

Середина XVI века. Ярославль
Дерево, темпера. 79 × 64
Происхождение неизвестно
Ярославский музей, инв. И-909

Икона входила в праздничный ряд иконостаса одного из ярославских храмов. События, послужившие основой празднования Успения Богоматери, изложены в ряде апокрифов — «Слова» на Успение, приписываемые Иоанну Богослову, Иоанну Солунскому, Андрею Иерусалимскому, Иоанну Дамаскину, — в каноне на Успение Козьмы Маиумского, в проложном сказании об Успении. Эта литература определила иконографию изображений праздника1.

1 Толстая Т. В. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля (К проблеме иконографического типа) // Проблемы русской средневековой художественной культуры: Материалы и исследования / Государственные музеи Московского Кремля. М., 1990. Вып. VII. С. 67–86.

На иконе представлен краткий вариант, в котором излагаются только основные события, связанные с Успением Богоматери. В центре композиции изображен Христос в сияющих одеждах с фигурой души Девы Марии на покровенной левой руке. Вокруг Спасителя — «слава», на вершине которой — огненный серафим, а во внешней сфере — архангелы с горящими свечами на высоких подсвечниках. Две горящие свечи возжены и по сторонам Христа. Горящая свеча — один из эпитетов, прославляющих Богоматерь как «светоприемную свещу истиннаго света» и «свещу неугасимого огня невещественнаго». Так именуется Дева Мария в Акафисте на Успение. Рядом с мандорлой — два святителя и праведные жены. На фоне зданий — дом Иоанна Богослова на Сионе, в котором провела последние годы жизни Богоматерь.

Богоматерь возлежит перед Христом на смертном одре, как возлежат на алтарном престоле перед священником евхаристические дары. У изголовья ложа — апостол Петр с кадилом, за ним два апостола и два ангела, вместе с земными жителями бывшие свидетелями дивного Успения Владычицы. С правой стороны — апостол Павел и восемь апостолов. Венчают всю композицию распахнутые врата рая, готовые принять душу Богоматери.

А. Федорчук с. 358
 
¦


Литература