Наверх (Ctrl ↑)

Собор Богоматери

Собор Богоматери
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Псков

Последняя четверть XIV в.

81 × 61 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14906

Происходит из церкви Покрова на Торгу во Пскове (XVI в.), куда была перевезена из церкви Варвары (1618, деревянная церковь некогда женского монастыря, построенная на месте сгоревшей в 1561 г., время основания монастыря неизвестно).

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 190
¦
149. Собор Богоматери.

Вторая половина XIV века. Псковская школа.

В центре композиции, на фоне темно-зеленых горок, на оранжевом троне с прихотливо изогнутой спинкой, с белыми занавесками, восседает Богоматерь. Она поддерживает у груди изображение младенца, в двухцветной восьмиконечной славе. Слева — волхвы (надпись: «волхв[ы] кланяються»); ниже, справа — полуобнаженная фигура — олицетворение земли (надпись: «земля верт[еп принесоша]»); слева — полуобнаженная фигура пустыни (надпись: «пустыня ясли даеть»). Внизу певцы в белых одеждах с черными каймами и Козьма Маюмский, читающий книгу. Над горками — ангелы, изображенные без крыльев, и пастыри, В правом нижнем углу — фигура юноши, без нимба, переданная в сильном движении (надпись: «[ко]ля[да] (?)»). На фоне, в верхних углах — поясные Никола и Варвара. Вохрение темно-коричневое с желтыми бликами. Так же написаны обнаженные части тела земли и пустыни. Основные цвета: темно-зеленый изумрудного оттенка, красный оранжевого оттенка, коричневый и белый. Фон и поля цвета слоновой кости перечищены. Первоначально были желтыми.

Доска сосновая, шпонки врезные, сквозные. Паволока, левкас, яичная темпера. 81 × 61. с. 190
с. 191
¦

Происходит из церкви Покрова «от торгу» в Пскове, куда была перевезена из деревянной Варваринской церкви1 в том же городе.

Раскрыта в ЦГРМ в 1926–1927 годах В. О. Кириковым.

Поступила из ЦГРМ в 1934 году. [14906] с. 191
 
¦


 Лазарев 2000/1 

  
 с. 324 
¦
73. Собор Богоматери

Последняя четверть XIV века. 81×61. Третьяковская галерея, Москва [14906].

Из Варваринской церкви в Пскове. Сохранность хорошая. Утрата левкаса на нижнем поле. Первоначальный желтый фон, поверх которого было наложено новое золото, утрачен вместе с крыльями ангелов и шапкой на голове среднего пастыря. Таким образом, мнение К. Онаша, будто лишенные крыльев ангелы непосредственно отражают учение стригольников, не имеет оснований. В верхних углах, явно по желанию заказчика иконы, представлены св. Николай и св. Варвара. Мария держит перед собой восьмиконечную звезду с изображением Спаса Еммануила. Справа ясли со спеленутым младенцем, которого согревают своим дыханием бык и осел. В XVI–XVII веках иконография Собора Богоматери усложняется (появляются олицетворения моря и ветров, стран света и другие подробности). В нашей иконе остается непонятной экспрессивная фигура юноши в нижнем правом углу, с поднятой правой рукой. М. А. Реформатская считает, что это фигура молодого пастуха, дивящегося на Вифлеемскую звезду.  с. 324 
  
¦

Детали


A Волхвы

B Богоматерь на троне

C Земля, приносящая в дар вертеп

D Пустыня, приносящая в дар ясли

Литература