▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Богоматерь Гора Нерукосечная
Изображения с более высоким разрешением:

Богоматерь Гора Нерукосечная

(Богоматерь Кадашевская)

Вургаров Николай Соломонов (?)
Школа или худ. центр: Оружейная палата Московского Кремля

1690-е годы

Дерево, левкас, темпера
193.5 × 119 см

Государственный исторический музей, Москва, Россия
Инв. 80110 И VIII 5648 [5643/80310 ?]

Из церкви Воскресения Христова в Кадашах в Москве.

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 362
¦
137. Богоматерь Гора Нерукосечная

Вторая половина XVII века. Школа Оружейной палаты. Москва
Дерево, темпера. 194 × 119
Происходит из церкви Вознесения в Кадашах в Москве
ГИМ, инв. 5643/80310

Богоматерь сидит на престоле, на левой ее руке, как на троне, восседает Младенец. Правой рукой Он благословляет, в левой держит свиток. Богоматерь прижимает к груди аллегорические изображения лествицы, града Иерусалима, вмещающего образ Царя архиерея, которые связаны с пророческими именованиями Пречистой Девы. Камень-гора — третий символ на лоне Богоматери открыт лишь частично. На мафории, на лбу и плечах, оглавные изображения в кругах с огненными лицами — символы ангелов-ветров. Трон с очень высокой треугольной спинкой (двумя херувимами на ней) и с балясинками-башенками, увенчанными крестами, весь увит виноградной лозой. На подножии орнамент, включающий мотивы гвоздики и тюльпана. Трон предстает как образ сияющего Божиего храма и одновременно «затворенного рая».

Изображение града Иерусалима и указанные орнаментальные мотивы трона редко встречаются в подобной иконографии (кат. № 44). Данный иконографический вариант во многом уникален. Это относится к месту изображения Камня-горы — символу Приснодевства, а также к золотому мафорию Богоматери, покрытому белыми и красными лилиями, нарциссами и другими цветами («яко царица рясны златы», белая лилия — символ девственной чистоты Богородицы, красная — символ страданий Христа), к изображению звезд на чепце и дождя на отворотах мафория Богоматери (символ «Горы тучной» или «Орошенного руна»), изображению цветущего луга-рая на лоне Марии. Все поэтико-символические образы прообразуют девство Богоматери, ее царственное положение. Обилие орнаментики усиливает звучание рая как одного из прообразов Богородицы. Образ Марии, Царицы Небесной, выделен лучами двойного золотого и серебряного сияния, исходящего от ее нимба.

Для многих использованных в иконе мотивов послужили западноевропейские образцы. Иконография в целом — плод творчества русских мастеров.

Икона экспонируется впервые.

И. Кызласова с. 362
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 2444