▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Целование Иуды. Христос перед Каиафой и Анной. Отречение апостола Петра. Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату
Изображения с более высоким разрешением:

Целование Иуды. Христос перед Каиафой и Анной. Отречение апостола Петра. Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату

Двусторонняя икона-таблетка

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XV — начало XVI вв.

24 × 19.5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 24840

Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.

Оборот — Испрошение тела Христа у Понтия Пилата. Снятие со Креста. Положение во гроб. Явление ангела женам мироносицам.

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 173
¦
128. Страсти Христовы1.

1 В композиции Страсти (одно из значений слова — страдание) изображаются евангельские легенды, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом, заключении Христа в темницу и его бичевании, смерти Христа на кресте, положении во гроб. Заканчивается цикл воскресением. Начало сложения цикла Страстей восходит к древнехристианскому искусству. Иконография была воспринята из Византии на ранней стадии развития русского искусства. Некоторые, композиции на тему Страстей в XV–XVI вв. входили в состав праздничного ряда иконостасов (Распятие, Сошествие во ад, Снятие со креста, Положение во гроб и др.). В клеймах русских икон довольно полное изображение страстей известно с конца XIV в. («Земная жизнь Иисуса Христа», XIV в., собр. Новгородского музея; «Лицевое Евангелие», икона XVI в., ГРМ). Темы Страстей получают на Руси особо широкое распространение в XVI–XVII вв. с появлением сборников «Лицевые Страсти». Со второй половины XVII в. иконостасы дополняются еще одним рядом Страстей, который помещался или непосредственно над праздниками, или вверху иконостаса (Н. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских, Спб., 1892, стр. 249; Д. К. Тренев. Иконостас Смоленского собора Московского Новодевичьего монастыря..., М., 1902; G. Millet, Recherches sur l'iconographie de l'évangile aux XIV, XV et XVI siècles..., Paris, 1916, стр. XLVII–LX, 285–553).

Двухсторонняя таблетка. Конец XV — начало XVI века. Новгородская школа.

С каждой стороны по четыре композиции в два ряда. С одной стороны: Прошение Пилата (Иосиф Аримафейский и Никодим просят римского наместника Пилата разрешения снять с креста тело Христа и похоронить его), Снятие со креста, Положение во гроб и Жены Мироносицы. С другой стороны: Иуда продает Христа «лобзанием льстивым», Христос перед Каиафой и Анной (первосвященниками иудейскими), Отречение апостола Петра, Приведение Христа на судилище, Пилат умывает руки. Фигуры плотные. Вохрение с высветлением, по оливковому санкирю. Пробела на одеждах пластически моделируют формы тела. Горки с четкими гранями, лещадками и пяточками. Архитектура — стены с орнаментальным фризом, высокие здания базиликального типа и здания с купольными покрытиями. В красочной гамме сочетаются светлые краски красных, желтых, зеленых тонов с темно-оливковым и темно-коричневым оттенком и белилами. Фоны золотые. Надписи киноварные.

Паволока, левкас, яичная темпера. 25 × 20.

Собр. Е. Е. Егорова.

Поступила из ГБИЛ в 1939 году. [24840] с. 173
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 331