▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Архистратиг Михаил
Изображения с более высоким разрешением:

Архистратиг Михаил

Автономов Григорий Агеев, Петров Тимофей, Григорьев Федор

1687 г.

166 × 142 см

Вологодский областной краеведческий музей, Вологда, Россия
Инв. 5165

В книге Рыбакова (1995) среди авторов иконы вместо Федора Григорьева указан Петр Савельев — видимо, ошибочно (прим. ред. сайта).

См. в «Галерее»:

 Рыбаков 1995 

93. Григорий Агеев, Тимофей Петров, Петр Савельев
Архистратиг Михаил.
1687
166×142. ВОКМ, инв. 5165
Происходит из церкви Иоанна Богослова в Вологде.
Поступила в ВОКМ в 1930.
Реставрация: мастерская М. и Г. Чириковых (Москва), 1906; повторная реставрация: ВСНРПМ, 1970, реставратор Т. П. Рыбакова.

На поземе в правом нижнем углу иконы имеется запись о ее поновлении: «У сей местной иконы святого Архангела Михаила до 1904 года была подпись, которая гласила: “В 1687 году сию икону писал Вологодский изуграф Григорий Агеев”. В 1904 году с вышеуказанной иконы был счищен до доски древний золотой фон с летописью и воспроизведена новая позолота с расчеканкой и эмалью; изображение Архангела, а равно и многие другие иконы (из верхних ярусов) прописаны заново одним живописцем города Вологды. Вся позднейшая нанесенная запись у икон с новейшею позолотой удалена, утраченные места в иконописи восстановлены в первоначальном стиле. Весь древний пятиярусный иконостас с иконами и золочеными резными украшениями реставрирован в Иоанно-Богословской церкви г. Вологды при священнике В. Ф. Кулакове и старосте И. В. Беляновском. Под наблюдением члена Императорского Археологического общества И. С. Остроухова и председателя Вологодской церковно-археологической комиссии любителей истории и древностей И. Н. Суворова. Иконописцы-реставраторы братья М. и Г. Чириковы. Москва, 1906 г.». Участие в исполнении иконы Федора Григорьева и Тимофея Петрова устанавливается по сообщению И. Н. Суворова, который видел авторскую подпись до поновления иконы (письмо И. Н. Суворова в ИАК от 29 июля 1905. — Архив ЛОИА, ф. 1, д. 128, 1905).

При поновлении М. и Г. Чириковых авторская живопись на ризах и крыльях Архангела, а также на изображении облака в подножии была прописана, живописная поверхность обработана олифой, за прошедшие годы сильно потемневшей. При повторной реставрации в 1970 потемневшая олифа и позднейшие прописи с оригинала удалены, но свет иконы (фон), покрытый золотом-двойником, с надписью «Образ Архангела Михаила», а также позем (кроме облака), заново подведенные М. и Г. Чириковыми, сохранены.

Образ Архангела Михаила имеет широкое распространение в христианской иконографии как Востока, так и Запада. Если Симон Ушаков, написавший подобную икону в 1676, использовал иконографический вариант, распространенный в западном искусстве (Архангел Михаил — победитель дракона), то вологодские иконописцы, не уступая Ушакову в тонкости письма, тщательности моделировки личного, крыльев, воинских доспехов, за образец принимают средник древней храмовой иконы московского Архангельского собора, с которой они могли познакомиться и при вызовах в Москву к государственным иконным делам, и по иконописным тетрадям-подобникам. В этом факте проявляется характерный для вологжан традиционализм: они охотно воспринимают новую манеру письма, новые технические приемы, стараясь при этом не слишком отрываться от традиционных форм в иконографии и привычных сочетаний излюбленных цветов в колорите. Но в отличие от образа мужественного воина-защитника, который предстает на иконе конца XIV в. из Архангельского собора, Архангел Михаил у вологодских изографов, как и у Симона Ушакова, в соответствии с идеалами второй половины XVII в. предстает несколько манерным, до театральности грациозным и женоподобным. И в русской иконописи вступает в свои права эстетика нового времени — эстетика эпохи барокко, в которой «сочетание несочетаемого» было одним из принципиальных условий творчества.

Литература: Лукомский, с. 194–195, ил. с. 190; Евдокимов 1916, с. 19–27; Вздорнов 1972, с. 80; Живопись вологодских земель, с. 60–62, ил. с. 67; Рыбаков А. А. 1980, с. 309, ил. 127; Брюсова, с. 139–140.

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 3355