▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти

Тайная вечеря

Тайная вечеря
Изображения с более высоким разрешением:См. ниже:

Ге Николай Николаевич

1863 г.

Холст, масло.
283 × 382 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. Инв. Ж-4141

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Ге 2001 

        
 с. 50 
¦
Картина была написана в Италии и привезена в Россию на академическую выставку 1863 года. Она имела огромный успех и вызвала множество отзывов в печати.

     Зрители картины Ге разделились на два лагеря: одни восхищались картиной, другие возмущались. Литературный критик и цензор Александр Никитенко порицал Ге за смешение в картине жанров исторической живописи и бытового, в чем он усматривал снижение возвышенных идеалов евангельского повествования: «Христос похож на какого-то молодого парня, кручинящегося о чем-то... Главное, она (картина. — Т. К.) меня возмущает не сама собой, а тем, что служит выражением того грубого материализма, который хочет завладеть искусством, так же как нравственным порядком вещей».

     Федору Достоевскому трактовка евангельского события в картине Ге показалась плоской: «...где же и при чем тут последовавшие восемнадцать веков христианства? Как можно, чтобы из этой обыкновенной ссоры таких обыкновенных людей, как у г. Ге, собравшихся поужинать, произошло нечто столь колоссальное?» С Достоевским был солидарен историк Михаил Погодин: «Нет, это не тайная вечеря, а открытая вечеринка... Двое поссорились. Один... выходит с каким-то дурным намерением или даже угрозой. Другой задумался о происшедшем в недоумении. Божественного у него в лице нет ничего. Прочие в испуге».

     Очеловечивание Христа, перевод строя евангельского повествования в иной регистр отмечены и в статье Наталии Грот: «Что же... можно сказать о картине г. Ге? ...Он первый из живописцев намеренно отнял у величайшего из мировых событий его божественность...»

     Но большинство художественных критиков и зрителей картины Ге приняли ее восторженно и оценили его отход от традиционного иконографического канона как творческую новацию: «Картина Ге... удивляет своей новостью... Комнатное освещение, стол, группа лиц, расположенных вокруг, — все имеет характер чего-то, в первый раз нами увиденного и поражающего вас своим оригинальным характером. Вы чувствуете, что автор не имел дела ни с кем из предшественников, что он взял свой сюжет из первых рук — почерпнул его из источника и понял его, пережил своим сердцем во всей полноте», — писал беллетрист Николай Ахшарумов. Как реформатора исторического жанра, способного влить свежую кровь в его обветшалое и пересохшее русло, приветствовал Ге и его картину историк искусства, критик, в будущем директор Эрмитажа Андрей Сомов: «Отвергнув всякое предание в искусстве, г. Ге обратился к чистому источнику искусства и внес в русскую живопись живую струю, которая должна освежить поблекший исторический род живописи и показать, что история и господствующий в нашей школе жанр не подлежат резкому разграничению. В этом соединении истории с жанром, по-моему, главная заслуга г. Ге. Он взглянул на задачу исторического живописца здравыми глазами и понял, что такой живописец не должен быть простым иллюстратором исторического сказания, но обязан читать между его строками и передавать не столько внешний факт, сколько дух эпохи и ее общечеловеческое значение».  с. 50 
 с. 51 
¦

     Михаил Салтыков-Щедрин приветствовал доступность образного языка картины публике, ему понравилось то, что мир образов и идей картины не герметически замкнут, а открыт для размышлений зрителя, что художник не предлагает готовых ответов, а задает вопросы: «...мне нравится, что художник без всяких преувеличений разъясняет мне, зрителю, смысл такого громадного явления; что он не говорит мне при этом хвастливо в укор: «Благоговей перед моим трудом и молчи!», как это делают многие из его собратий, а, напротив того, оставляет мне полную свободу размышлять и даже сам подает повод для разнообразнейших выводов и умозаключений...»  с. 51 
  
¦

 Ге 2011 

78. Тайная вечеря. 1863.

Холст, масло. 283 × 382.

Справа внизу подпись: 1863. Флоренцiя Н. Ге.

Поступление. В 1897 из ИАХ, Санкт-Петербург.

ГРМ. Инв. Ж-4141

На евангельский сюжет (Мф 26:20–25; Мк 14:17–21; Лк 22:14–23; Ин 13:1–30).

За эту картину в 1863 Ге получил звание профессора. Одноименные уменьшенные повторения находятся в Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева (1864), в ГТГ (1866).

Картина написана на ранее использованном холсте.

[Сокращения: ИАХ — Императорская Академия художеств.]



Детали

[A] Апостол Петр и Иуда

[B] Христос с апостолами

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 4821