▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Другие языки
Шестоднев
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Шестоднев

Мастерская Дионисия

Начало XVI в.

110 × 91 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12058

Вывезена из под Вологды. Из собрания И. С. Остроухова.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 342
¦
281. Шестоднев1.

1 Композиция возникла под влиянием Шестоднева Кирилла Философа (см. о нем:  «Известия отделения русского языка и словесности имп. Академии наук», т. VI, кн. 2, 1901, стр. 177–202), представляющего назидательные поучения на шесть дней недели.

Начало XVI века. Дионисий (?).

Композиция состоит из двух частей. Вверху шесть клейм праздников, расположенных в два ряда. Еммануил в славе с предстоящими помещен посредине над двумя нижними рядами. Внизу в продолговатых клеймах с  с. 342
с. 343
¦
закругленным верхом представлены десять «ликов праведных». Праведники, «убелившийся паче снега человеческий род», предстоят изображенному вверху Еммануилу в славе, окруженному небожителями — Богоматерью, Предтечей и собором архангелов, тоже в белых одеждах. Нижние клейма с праведниками расположены в два ряда (по пяти клейм слева и справа). Порядок распределения клейм:

  1. «Неделя» — Воскресение в виде Сошествия во ад;
  2. Понедельник — Собор архангелов;
  3. Вторник — Собор Иоанна Предтечи;
  4. Среда — Благовещение;
  5. Четверг — Умовение ног;
  6. Пятница — Распятие;
  7. Суббота всех святых (продолговатые с закругленными верхами клейма): слева — блаженные, двенадцать апостолов, преподобные, святители, пророки; справа, в таких же клеймах — врачи-безмездники, преподобные жены, апостолы из чина семидесяти, мученики, мученицы.

Вохрение плавью, золотистой охрой с подрумянкой, по оливковому санкирю. Движки белильные, мелкие. В верхних клеймах одежды написаны яркими плотными красками, архитектура и горки — светлыми, прозрачными; внизу клейма белые, зеленоватые, кораллово-розовые и желтые. Фигуры, заключенные в них, — в белых одеждах с золотой штриховкой. При реставрации иконы в начале XX века сохранены более поздние фон и поля, некоторые фигуры прописаны.

Доска липовая, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера. 110 × 91.

Вывезена из-под Вологды2.

2 Сведения получены от реставраторов Е. И. Брягина и И. А. Баранова.

Раскрыта в начале XX века Е. И. Брягиным и И. А. Барановым.

Поступила из музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова в 1929 году. [12058] с. 343
 
¦


 Лазарев 2000/1 

  
 с. 372 
¦
129. Последователь Дионисия. Шестоднев

Ранний XVI век. 110×91. Третьяковская галерея, Москва [12058].

Из собрания И. С. Остроухова (вывезена из-под Вологды). Сохранность относительно хорошая. Недавно икона была дочищена, отчего она намного выиграла. Имеются смытости верхнего красочного слоя. Наибольшие утраты на фоне и на полях, где от золота мало что осталось.  с. 372 
  
¦



Детали

[A] Собор архангелов

[B] Крещение Иоанном Предтечей народа

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 519