▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Богоматерь из церкви Сан Систо
Изображения с более высоким разрешением:

Богоматерь из церкви Сан Систо

VII–VIII вв. (?)

Энкаустика, доска.
75.5 × 42.5 см

Церковь Санта-Мария-дель-Розарио, Рим, Италия

См. в «Галерее»:

 К истокам 2009 

Богородица Св. Сикста

Рим. VII–VIII вв. (?), монастырь Санта Мария дель Розарио на Монте Марио.
Из церкви Санти Доменико э Систо, Рим (ранее в Сан Систо Веккьо и Санта Мария ин Темпули).
Энкаустика, доска. 75,5 × 42,5 см.

Женский монастырь Санто Розарио на Монте Марио — последняя обитель богородичной иконы, более известной под названиями «Богородица Св. Сикста», по монастырю Сан Систо Веккьо, где она долго хранилась, и «Богородица из монастыря Темпули», в связи с которым она впервые упоминается в письменных источниках. Иконографически она принадлежит к типу «Заступницы» (греч. «Агиосоритисса»; «Адвоката» в латинском средневековье), когда Дева Мария изображается с молитвенным жестом открытых поднятых рук.

Датировка иконы, даже в установленных границах VIII века, вызывает споры. Ряд стилистических и технических особенностей позволяет атрибутировать произведение восточному, константинопольскому, мастеру. В сравнении с другими образами Богоматери, составляющими древнейшее ядро средневековых римских икон доиконоборческого времени [табл. XI, ХII, XIII, XVI], икона Св. Сикста отличается небольшими размерами, что говорит о ее предназначении для небольшой группы лиц, а не для почитания в больших храмах. У нее отсутствует холстяная прослойка между деревом и гипсовым грунтом. Наконец, следует сказать о высочайшем, несравнимом с другими образцами того времени, качестве живописи: насыщенной, яркой и живой. Принадлежность к иконографии «Заступницы» сама по себе выделяет эту икону в ряду больших «Одигитрий» и свидетельствует о ее частном предназначении. Это подтверждается немногочисленными письменными свидетельствами, единодушно подтверждающими ее пребывание в стенах монастыря.

Самое раннее упоминание о «Богородице Св. Сикста» (ок. 1100 г.) найдено в лекционарии из архива Санта Мария Маджоре, где рассказывается о том, что образ был создан св. Лукой в Иерусалиме, затем ее в Рим привезли некие трое братьев, старший из которых, Темпул (Tempulus), во сне получил от Христа повеление забрать икону себе. Прибыв в Рим, братья передали икону на хранение монахам монастыря Сант'Агата ин Турри, который с тех пор, в честь вновь прибывшей иконы и по имени одного из братьев, Темпула, стал называться Санта Мария ин Темпули.

В отличие от большинства подобных икон, «Богородица Св. Сикста» не осталась на том месте, где обрела первое свое пристанище, а последовала за общиной: в документе монастыря Сан Систо Веккьо есть упоминание о ней от 1221 г. Потом она была передана церкви Санти Доменико э Систо, и наконец в 1931 году — в монастырь Санта Мария дель Розарио на Монте Марио.

Икона Св. Сикста часто копировалась в Риме, особенно в XI–XII вв. [табл. XVIII, XIX, ХXII], такие списки пользовались большой популярностью в монашеских общинах, для которых в этих образах воплощалась идея духовного родства.

Даниэла Сгерри

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 5250