▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Другие языки
Спас Нерукотворный
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Спас Нерукотворный

VI–VII вв. (?)

Энкаустика, доска.
142 × 58.5 см

Капелла Санкта-Санкторум во дворце Латеран, Рим, Италия

См. в «Галерее»:

 К истокам 2009 

Спас Нерукотворный

Рим, VI–VII вв. (?), Санкта Санкторум в Латеране.
Энкаустика, доска; 142 × 58,5 см.

Санкта Санкторум (Святая Святых), домовая церковь римских понтификов, посвященная св. Лаврентию, называется по аналогии со святыней Иерусалимского храма, поскольку здесь хранится ряд самых ценных реликвий христианства. Главная из них — Нерукотворный образ Спасителя, восседающего на троне. Церковь была устроена, видимо, при папе Пелагии II (579–590), но была полностью перестроена при папе Николае III (1277–1280): тогда был изготовлен золотой ковчежец, алтарь был украшен мозаиками, чтобы по достоинству вместить престол с реликвиями и почитаемую икону.

Древний образ сегодня почти полностью исчез, разрушенный под влиянием времени и обрядов, в которых ему пришлось участвовать на протяжении столетий. Он облачен в серебряный оклад, пожертвованный папой Иннокентием III (1198–1216), открывающий лик Спасителя. Но то, что сегодня видим, — это не первоначальный образ, а лик, написанный на шелке и приклеенный к доске, видимо, уже после изготовления оклада.

Латеранский «Спас» на протяжении всего средневековья и последующих веков считался самым почитаемым священным образом, поскольку благодаря нерукотворности считался истинным изображением Христа.

Впервые в письменных источниках икона упоминается в Liber Pontificalis, детально повествующем о процессии в Риме в 752 г. при папе Стефане II (752–757), когда понтифик, посыпав голову пеплом, босой, пронес образ на спине от Латерана до базилики Санта Мария Маджоре, взывая к Богу о помощи в борьбе против лангобардов. Примерно через столетие упоминается уже не о единовременном событии, но о ритуальной процессии в ночь с 14 на 15 августа: на Успение Богородицы Латеранская икона следовала в ту же базилику. Liber Pontificalis, описывая, как этот ритуал проходил при Льве IV (847–855), говорит о нем как об установившемся обычае («sicut mos erat»). Путь к главному богородичному храму города пролегал через несколько особо важных с обрядовой и исторической точки зрения мест. «Спаса» несли из Латерана к Колизею, по Виа Сакра доходили до церкви Санта Мария Нова, где происходила первая встреча с почитаемым образом Марии [табл. XI], сопровождавшаяся обрядом омовения ног Христа листьями базилика, или «царской» травы. Этот обряд повторялся и на следующих остановках. После посещения храма Св. Адриана процессия направлялась на Эсквилин. Там, в базилике Санта Мария Маджоре «Спаса» встречал образ Богородицы [табл. XIII], и на заре папа служил мессу, по окончании которой нерукотворный образ возвращался в Латеран.

Даниэла Сгерри



Детали

[A] Лик Спаса

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 5251